Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК- "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю Капишулиной В.В. на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 12 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 марта 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО6 к ФКУ ИК- "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бикаев Ж.Ж. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК- "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю о признании условий содержания в исправительном учреждении несоответствующими требованиям действующего законодательства и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 35 000 рублей
В обоснование заявленных требований Бикаев Ж.Ж. указал, что с 26 января 2018 года отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК- "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, где условия его содержания не отвечают российскому и международному законодательству, в связи с чем он подвергается бесчеловечному и жестокому обращению, что выражается в отсутствии в камере, в которой он содержится, горячего водоснабжения в период с 19 февраля по 19 июля 2021 года. Ему приходится осуществлять санитарно-гигиенические процедуры в холодной воде, что создает неудобства, влечет нарушение его прав на охрану здоровья, на уважение достоинства личности.
Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 17 сентября 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России.
Протокольным определением Амурского городского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 12 ноября 2021 года требования Бикаева Ж.Ж. о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 19 февраля по 17 мая 2021 года ославлены без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 12 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 марта 2022 года, требования Бикаева Ж.Ж. удовлетворены частично, признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК- "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении горячим водоснабжением камер, в которых находился Бикаев Ж.Ж. при отбывании наказания в ФКУ ИК- "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю с ДД.ММ.ГГГГ 2021 года, с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Бикаева Ж.Ж. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 700 рублей, в остальной части административного иска отказано.
9 августа 2022 года представителем административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК- "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю Капишулиной В.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе Бикаеву Ж.Ж в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы представитель административных ответчиков ссылается на то, что примененные судами нормативные требования к строительству исправительных учреждений не могут распространяться на здания, которые были спроектированы, построены или реконструированы до их принятия. Отсутствие горячего водоснабжения в камерах осужденных не связано с бездействием исправительного учреждения, а является следствием отсутствия горячего водоснабжения в п. Эльбан Амурского муниципального района. Каких-либо негативных последствий в связи с отсутствием горячего водоснабжения для административного истца не наступило, взысканный судом размер компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены (пункт 14).
Разрешая спор, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что в камерах ФКУ ИК- "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, где с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, содержался Бикаев Ж.Ж, отсутствовало горячее водоснабжение, пришли к выводу, что указанное обстоятельство является нарушением условий содержания осужденного в исправительном учреждении, поэтому влечет взыскание компенсации в его пользу.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с данными выводами, поскольку они соответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Довод кассационной жалобы административных ответчиков о том, что подводка горячей воды в камеры для осужденных, содержащихся в ФКУ ИК- "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю, не была предусмотрена на момент строительства исправительного учреждения, не может повлечь за собой отмену либо изменение обжалуемых судебных актов, поскольку в настоящее время данные требования являются обязательными, в соответствии с национальным и международным законодательством невозможность пользования осужденными горячим водоснабжением является нарушением условий содержания в исправительном учреждении, влечет нарушение права осужденных на надлежащие бытовые и санитарные условия.
При этом компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается независимо от наличия либо отсутствия вины органов уголовно-исполнительной системы, исправительного учреждения и их должностных лиц в оспариваемых действиях (бездействии).
Присужденная Бикаеву Ж.Ж. судом сумма компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является соразмерной допущенным нарушениям, соответствует принципу разумности и справедливости, обеспечивает соблюдение баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы в данной части подлежат отклонению.
В целом доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций не опровергают, по существу направлены на иную оценку исследованных доказательств и фактических обстоятельств дела, тогда как переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы административных ответчиков не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 12 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК- "данные изъяты" УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.