Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 12 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными и о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Свободненский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), в котором просил: признать незаконными действия (бездействие) ответчиков, выразившееся в ненадлежащих условиях его содержания при отсутствии горячего водоснабжения в камерах с 17 марта по 15 октября 2021 года; признать незаконным подачу горячей воды с 15 октября 2021 года в камеры и душевые комнаты из системы отопления; признать незаконным отсутствие в ФКУ ИК-6 бесплатной выдачи почтовых и канцелярских принадлежностей (товаров) - ручек, стержней, бумаги для письма, конвертов; взыскать с административных ответчиков компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-6 в размере 300000 рублей.
В обоснование своих требований административный истец указал, что он отбывает уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6. С 15 октября 2021 года по 25 ноября 2021 года горячую воду в душевые исправительного учреждения стали подавать из системы отопления, однако вода была грязная и зловонная, пользоваться ею было невозможно. В камерах горячая вода отсутствует, в связи с чем ежедневные гигиенические процедуры доставляют дискомфорт и неудобство; холодной водой невозможно стирать одежду, убираться в камере, умываться. Кроме того, у административного истца на лицевом счете не имеется денежных средств (он не работает, не получает пенсию, не имеет родственников, которые оказывали бы ему материальную помощь), однако, канцелярские принадлежности (бумага, ручки, стержни, конверты, марки) ему ФКУ ИК-6 бесплатно не выдаются, в связи с чем он фактически лишен права на переписку, не может разыскать дальних родственников, вынужден занимать у других осужденных соответствующие принадлежности.
Определением судьи Свободненского городского суда Амурской области от 22 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, в качестве заинтересованного лица - общество с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс".
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 21 января 2022 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично: признаны незаконными и нарушающими права осужденного ФИО1 действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6, выразившиеся в необеспечении его горячим водоснабжением в камере, где он отбывает наказание; с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России в пользу ФИО1 взыскана компенсация за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-6 в размере 30000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований судом первой инстанции было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда 12 апреля 2022 года решение Свободненского городского суда Амурской области от 21 января 2022 года изменено: размер взысканной в пользу ФИО1 компенсации снижен до 3000 рублей.
14 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная 29 сентября 2022 года через Свободненский городской суд Амурской области, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Помимо административного истца, иные участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда 12 апреля 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).
В силу частей 2 и 4 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Частями 2 и 3 статьи 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2, 13, 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47) разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима (часть 10 статьи 16, часть 6 статьи 74 УИК РФ).
Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы в силу предписаний статьи 99 УИК РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 95 УИК РФ предусмотрено, что осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.
До 16 июля 2022 года действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, регламентирующие и конкретизирующие вопросы деятельности исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295, пункт 58 которых предусматривал, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, отправляются за счет исправительного учреждения (за исключением направляемых в форме телеграмм).
В соответствии с пунктами 20.1, 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.), а также ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, ФИО1 с 17 марта 2021 года отбывает в ФКУ ИК-6 уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Горячее водоснабжение в камерах, где содержится осужденный, отсутствовало по причине незавершения работ по строительству и вводу в эксплуатацию газовой котельной, которая должна обеспечивать ФКУ ИК-6.
Помывка осужденных в исправительном учреждении осуществляется еженедельно в душевых помещениях горячей водой, нагретой в установленных для этих целей электрических бойлерах.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Свободненский городской суд Амурской области, проанализировав правовые предписания приведенных выше нормативных правовых актов в их совокупности, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, не нашел нарушений условий содержания осужденного ФИО1 в части поставленных им вопросов, касающихся невыдачи административному истцу бесплатных почтовых и канцелярских товаров (ручек, стержней, бумаги для письма, конвертов), указав в решении, что действующее уголовно-исполнительное законодательство не устанавливает для администрации ФКУ ИК-6 обязанности бесплатно обеспечивать осужденного письменными принадлежностями и почтовыми конвертами в целях, не связанных с обращениями в органы и к должностным лицам, перечисленным в части 4 статьи 15 УИК РФ. В то же время, суд первой инстанции, установив, что в камере исправительного учреждения, где содержался ФИО1, до 15 октября 2021 года отсутствовало горячее водоснабжение по причине нерабочего состояния газовой котельной, которая должна снабжать ФКУ ИК-6, сделал вывод о нарушении условий содержания осужденного, взыскав в его пользу денежную компенсацию в размере 30000 рублей.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда по существу согласилась с выводами суда первой инстанции, изменив решение лишь в части размера взысканной компенсации, указав, что характер допущенных нарушений прав ФИО1, их продолжительность (с 17 марта по 15 октября 2021 года), принятые администрацией меры, направленные на обеспечение осужденных горячей водой в душевых, свидетельствуют о необходимости снижения размера взысканной компенсации до 3000 рублей.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает принятое по делу апелляционное определение законными и обоснованными.
В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В данном случае фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебной коллегией по административным делам Амурского областного суда на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а также с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц. Окончательные выводы суда апелляционной инстанции о размере подлежащей взысканию в пользу ФИО1 компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм УИК РФ, КАС РФ, а также разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47.
Доводы кассационной жалобы ссылок на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, не содержат; по существу они выражают несогласие ФИО1 с размером взысканной в его пользу компенсации, однако данные доводы, исходя из положений части 2 статьи 328, части 3 статьи 329 КАС РФ, сами по себе не могут являться основанием для отмены принятого по делу апелляционного определения в кассационном порядке.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.