Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 июля 2022 года, принятые по административному делу N 2а-1890/2022, по административному иску прокурора Индустриального района города Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Хабаровска и к Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
и.о. прокурора Индустриального района города Хабаровска обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации города Хабаровска, в котором с учетом уточнений просил возложить на администрацию города Хабаровска обязанность привести состояние дорожного покрытия проезда, расположенного между зданиями, имеющими адрес "адрес" городе Хабаровске параллельно автомобильной дороге по проспекту "адрес" в городе Хабаровске в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что на участке автомобильной дороги проспект 60 лет Октября в районе между заданиями, имеющими адреса: г. "адрес", "адрес" имеется проезд к зданию Железнодорожного суда г. Хабаровска по адресу: г "адрес" Е, и расположен параллельно автомобильной дороге "адрес", покрытие проезда имеет многочисленные повреждения дорожного полотна. Обязанность по содержанию вышеуказанного проезда от "адрес" Октября до Железнодорожного районного суда г. Хабаровска возложена на администрацию г.Хабаровска, которая не принимает надлежащих мер к исполнению своих обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством.
Определением Индустриального районного суда "адрес" к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление дорог и внешнего благоустройства администрации "адрес".
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 13 мая 2021 года административный иск прокурора Индустриального района города Хабаровска удовлетворен. На администрацию города Хабаровска, управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска возложена обязанность привести состояние дорожного покрытия проезда, расположенного между зданиями, имеющими адрес: "адрес" параллельно автомобильной дороге "адрес", г. Хабаровска в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-20017.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 сентября 2021 года решение Индустриального районного суда города Хабаровска оставлено без изменения, абзац второй резолютивной части решения дополнен указанием на срок исполнения обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2022 года решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 13 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 сентября 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Индустриальный районный суд города Хабаровска в ином составе суда.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 19 апреля 2022 года административные исковые требования прокурора Индустриального района города Хабаровска удовлетворены. На администрацию города Хабаровска возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести состояние дорожного покрытия проезда, проходящего между зданиями, имеющими адрес: "адрес", и расположенного параллельно автомобильной дороге по проспекту 60 лет Октября, на участке: от заезда с ДД.ММ.ГГГГ в районе здания с адресом: "адрес" до здания Железнодорожного районного суда "адрес"), в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 июля 2022 года решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 19 апреля 2022 года оставлено без изменения, резолютивная часть решения суда дополнена третьим абзацем: "В удовлетворении требований к управлению дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска отказать". Абзац второй резолютивной части решения дополнен указанием на срок исполнения обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
28 октября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, поданная через Индустриальный районный суд города Хабаровска 11 октября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что определенный судом срок устранения дефектов дорожного покрытия является неразумным, установлен без учета сезонности дорожной деятельности, а также без учета времени необходимого для заключения муниципального контракта в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Принятый по делу судебный акт ограничивает право органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, не учтено, что спорный проезд не имеет названия, расположен на производственной территории, используется для нужд и целей коммерческих организаций.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2022 года кассационная жалоба управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 11 часов 30 минут до 12 часов 00 минут с участием специалиста - государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску ФИО3, произведен осмотр участка местности - проезд, расположенный на территории бывшего ОАО "Хабаровский завод отопительного оборудования" ("адрес"), между зданиями, параллельно "адрес", от заезда на указанную территорию до здания Железнодорожного районного суда "адрес", расположенного по адресу: "адрес". Установлено, что покрытие указанного проезда имеет многочисленные повреждения (выбоины, просадки), что повышает риск возникновения ДТП и причинения материального ущерба имуществу неопределенного круга лиц.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного проезда от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие недостатки: на прилегающей территории проходящей от въезда с проспекта 60 лет Октября в районе "адрес" литер Д и далее вдоль "адрес" между 73 литер Е и 73 ст. 3 до "адрес".2 по "адрес" имеются многочисленные повреждения (выбоины), тип покрытия неоднородный, требования ГОСТ Р 50597-2017 к данной прилегающей территории не применяются.
Судами установлено, что спорный объект фактически представляет собой проезд по внутренней территории бывшего завода отопительного оборудования от въезда с "адрес" и далее вдоль дома N "адрес", который ограничений в доступе не имеет, используется как для внутреннего проезда по производственной территории, расположенной по адресу: "адрес", к производственным объектам, расположенным на территории бывшего завода, так и для проезда от проспекта 60 лет Октября "адрес" к зданию Железнодорожного районного суда "адрес" неопределенным кругом лиц. Проезжая часть имеет неоднородный тип покрытия, на которой имеются многочисленные повреждения в виде просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. "адрес" не имеет названия.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения данный проезд (дорога) не включен. Документов, подтверждающих ее отнесение к частной собственности, не имеется. Спорная дорога (проезд) не включена и в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа " "адрес"". Вместе с тем она расположена в границах городского округа, примыкает к проспекту 60 лет Октября, отнесенной названным перечнем к дорогам общего пользования местного значения, обеспечивает проезд от проспекта 60 лет Октября к производственным помещениям, а так же к зданию Железнодорожного районного суда "адрес", расположенному по "адрес", соответственно является элементом улично-дорожной сети названного городского округа и отвечает показаниям определения автомобильных дорог (проезда), предназначенных для решения вопросов местного значения, утвержденным постановление главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О классификации автомобильных дорог в городе Хабаровске".
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что спорная дорога фактически относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Указанная дорога имеет просадки, выбоины, повреждения, администрация "адрес" свою обязанность по содержанию автомобильной дороги местного значения не исполняет, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения обязанности на администрацию "адрес" по устранению выявленных нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения и приведению полотна автомобильной дороги между зданиями, имеющими адрес: "адрес" параллельно автомобильной дороге проспект 60 лет Октября, "адрес" в соответствие с требованиями соответствующего ФИО5, при этом суд указал, что управление дорог и внешнего благоустройства администрации "адрес" является ненадлежащим административным ответчиком по рассматриваемому делу.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесены, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность), регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 указанного федерального закона под дорожной деятельность понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. К содержанию автомобильной дороги отнесен комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу требований пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Данная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа отнесены автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2).
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", который введен в действие с 1 сентября 2018 года (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае несоответствия эксплуатационного состояния дорог и улиц требованиям настоящего стандарта владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлена недопустимость на покрытии проезжей части дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, перечисленных в таблице А.1 приложения А, которые подлежат устранению в сроки, приведенные в таблице 5.3 (от 5 до 20 дней в зависимости от категории дороги и повреждений на ней).
С учетом данного правового регулирования, установив, что спорная дорога отвечает требованиям к определению автомобильных дорог (проезда), предназначенных для решения вопросов местного значения, а также установив наличие на дорожном покрытии указанной автомобильной дороги, проходящей от въезда с проспекта 60 лет Октября в районе "адрес" многочисленных повреждений (выбоины), превышающих значения таблицы 5.3 пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, суды пришли к правильному выводу о возложении на администрацию "адрес", как собственника автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обязанности по приведению эксплуатационного состояния указанных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.