Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Восточная нефтесервисная компания", общества с ограниченной ответственностью "Сириус-ДВ" на решение Хабаровского краевого суда от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сириус-ДВ", общества с ограниченной ответственностью "Восточная нефтесервисная компания" о признании не действующей Территориальной схемы обращения с отходами Хабаровского края, утверждённой постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр, в части абзаца 10 раздела "Общие положения", приложения N 1, приложения N 2, приложения N 2 (1), раздела 2, абзацев 1, 2 раздела 4, приложения N 3, приложения N 7, приложения N 7(1), разделов 5, 6, 7, приложений NN 8, 8(1), 8(2), 8(3), раздела 8.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Восточная нефтесервисная компания" ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя правительства Хабаровского края ФИО3 и исполняющей обязанности министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО4, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр (далее - Постановление от 20 декабря 2016 года N 477-пр) утверждена Территориальная схема обращения с отходами Хабаровского края (далее - Территориальная схема).
Данный нормативный правовой акт размещён 23 декабря 2016 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, а также опубликован 31 января 2017 года в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" (N 12).
Общество с ограниченной ответственностью "Сириус-ДВ" (далее - ООО "Сириус-ДВ") обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании Территориальной схемы не действующей в части абзаца 10 раздела "Общие положения", приложения N 1, приложения N 2, приложения N 2 (1), абзацев 1, 2 раздела 4, Приложения N 3, приложения N 7, приложения N 7(1), разделов 6, 7, приложений NN 8, 8(1), 8(2), 8(3), раздела 8, указав в обоснование своих требований, что содержание соответствующих положений оспариваемого нормативного правового акта противоречит требованиям Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ), Правилам разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а также требованиям к составу и содержанию таких схем, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 (далее - Правила утверждения территориальных схем), Региональной программе Хабаровского края "Обращение с отходами, в том числе твёрдыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края", утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 14 ноября 2008 года N 736-рп (далее - Региональная программа). Кроме того, административный истец полагал, что Правительством Хабаровского края нарушен порядок утверждения Территориальной схемы, поскольку в 2019 и 2020 годах уполномоченным органом не были опубликованы заключения от 10 июля 2019 года и от 16 марта 2020 года, подготовленные по результатам общественных обсуждений замечаний и предложений на проекты нормативных правовых актов, которыми вносились изменения в Территориальную схему.
Общество с ограниченной ответственностью "Восточная нефтесервисная компания" (далее - ООО "ВНК") обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующей Территориальной схемы в части приложения N 1, приложения N 3, приложения N 7 (1), раздела 2, раздела 5, указывая на то, что данные положения нормативного правового акта противоречат Правилам утверждения территориальных схем.
Определениями судьи Хабаровского краевого суда от 3 декабря 2021 года административные дела по административным искам ООО "Сириус-ДВ" и ООО "ВНК" объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Решением Хабаровского краевого суда от 28 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года, административные исковые заявления ООО "Сириус-ДВ" и ООО "ВНК" оставлены без удовлетворения.
26 августа и 9 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационные жалобы ООО "ВНК" и ООО "Сириус-ДВ", поданные 10 августа и 26 августа 2022 года соответственно через Хабаровский краевой суд, в которых ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела, допущенными судами нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Представитель ООО "Сириус-ДВ", извещённого о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя указанного административного истца.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Хабаровского краевого суда от 28 декабря 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами закреплены в подпунктах 7, 7.1, 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ), статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ.
Так, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
В силу положений статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами утверждается в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (пункт 1); такая схема разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (пункт 2).
Из содержания пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ следует, что Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включённых в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов; оценку объёма соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных
тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.
Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа (пункт 6 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Пункт 10 статьи 4 Закона Хабаровского края от 9 декабря 2015 года N 150 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон Хабаровского края от 9 декабря 2015 года N 150) относит утверждение территориальной схемы обращения с отходами к полномочиям Правительства Хабаровского края.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории края обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1 статьи 5 Закона Хабаровского края от 9 декабря 2015 года N 150).
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 года N 225-ФЗ), пунктом 19 Правил утверждения территориальных схем разработанный уполномоченным органом проект территориальной схемы до его утверждения подлежит общественному обсуждению.
Пунктом 20 Правил утверждения территориальных схем предусмотрено, что общественное обсуждение территориальной схемы включает в себя: размещение уполномоченным органом уведомления о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы и размещение проекта территориальной схемы на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт "а"); направление уполномоченным органом уведомления о размещении проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов (подпункт "б"); рассмотрение проекта территориальной схемы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, гражданами, организациями, иными заинтересованными лицами (подпункт "в"); направление федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, и лицами, указанными в подпункте "в", в уполномоченный орган предложений и замечаний (подпункт "г"); подготовка уполномоченным органом заключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний, указанных в подпункте "г" (подпункт "д").
Уполномоченный орган размещает проект территориальной схемы на официальном сайте с указанием дат начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы (пункт 21 Правил утверждения территориальных схем).
В силу пункта 24 Правил утверждения территориальных схем уполномоченный орган рассматривает все замечания и предложения, указанные в пункте 23 Правил утверждения территориальных схем, поступившие в установленный пунктом 23 Правил утверждения территориальных схем срок, и подготавливает по итогам их рассмотрения заключение, содержащее информацию об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения. Заключение об учёте поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 4 дней до дня окончания срока общественного обсуждения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 20 декабря 2016 года Правительством Хабаровского края принято Постановление N 477-пр, утвердившее Территориальную схему, которое было размещено на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края (http://laws.khv.gov.ru), а также опубликовано 31 января 2017 года в издании "Собрание законодательства Хабаровского края" (N 12).
Позже в Территориальную схему Правительством Хабаровского края неоднократно вносились изменения. На момент рассмотрения административного дела в суде первой инстанции Территориальная схема действовала в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 10 февраля 2021 года N 29-пр "О внесении изменения в Территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр".
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Хабаровский краевой суд и судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, проанализировав положения Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, Правил утверждения территориальных схем, Закона Хабаровского края от 9 декабря 2015 года N 150, оценив представленные в материалы дела доказательства, касающиеся порядка проведения общественных обсуждений проектов нормативных правовых актов, вносивших изменения в Территориальную схему, а также порядка размещения Территориальной схемы (электронной модели Территориальной схемы) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по правилам статьи 84 КАС РФ, указали в решении и апелляционном определении, что Постановление от 20 декабря 2016 года N 477-пр принято Правительством Хабаровского края в пределах его компетенции, с соблюдением формы, порядка его принятия и официального опубликования; нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемые административными истцами части Территориальной схемы (абзац 10 раздела "Общие положения", приложение N 1, приложение N 2, приложение N 2 (1), раздел 2, абзацы 1, 2 раздела 4, приложение N 3, приложение N 7, приложение N 7(1), разделы 5, 6, 7, приложения NN 8, 8(1), 8(2), 8(3), раздел 8) не противоречат.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, положенными в основу обжалуемых судебных актов.
Как верно указали суды, изложенные в соответствующих разделах и приложениях Территориальной схемы сведения соответствуют требованиям Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ и Правил утверждения территориальных схем; использованные Правительством Хабаровского края в Территориальной схеме нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов были утверждены приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12 марта 2018 года N 18 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в отношении категорий потребителей услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края", который не отменялся и в судебном порядке недействующим не признавался; Территориальная схема содержит варианты схем потоков отходов, при этом графическое изображение схем движения отходов приведено в электронной модели, являющейся одной из составляющих Территориальной схемы и размещённой на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 29 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указал, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
В связи с этим является верным суждение судов нижестоящих инстанций о том, что отсутствие сведений об опубликовании заключения о результатах рассмотрения замечаний и предложений, полученных в ходе общественных обсуждений проекта нормативного правового акта о внесении изменений в Территориальную схему, которые проводились с 20 февраля по 20 марта 2020 года, не может рассматриваться в качестве существенного нарушения порядка проведения таких общественных обсуждений и порядка внесения изменений в Территориальную схему, поскольку, как установили суды, общественные обсуждения указанному вопросу фактически были проведены и все заинтересованные лица имели возможность подать свои замечания и предложения по проекту вносимых в Территориальную схему изменений.
Ссылки в кассационной жалобе ООО "ВНК" на то, что судом первой инстанции были нарушены правила о ведении аудиопротоколирования судебного заседания, являются необоснованными, поскольку имеющиеся на DVD-дисках с аудиозаписями хода судебного заседания Хабаровского краевого суда от 27-28 декабря 2021 года механические повреждения (т. 16 л.д. 40, 41), исключавшие возможность их воспроизведения, не свидетельствовали о том, что соответствующая аудиозапись не велась.
По запросу Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 4 октября 2022 года Хабаровским краевым судом дополнительно представлены DVD-диски с аудиозаписями указанного выше судебного заседания, содержание которых позволяет получить все сведения о разбирательстве административного дела, включая содержание пояснений участвующих в деле лиц.
Следовательно, в данном случае оснований для отмены решения и апелляционного определения по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 310 КАС РФ, не имеется.
Иные доводы кассационных жалоб административных истцов фактически повторяют позицию административных истцов по существу спора, которой судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, подробно приведенная в решении и апелляционном определении, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 28 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Восточная нефтесервисная компания", общества с ограниченной ответственностью "Сириус-ДВ" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.