Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Хабаровского края Лубенца С.В. на решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Хабаровска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района города Хабаровска, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к администрации города Хабаровска (далее - Администрация), в котором просил: возложить на Администрацию обязанность провести кадастровые работы, сформировать земельные участки под многоквартирными жилыми домами, расположенными в городе Хабаровске по адресам: "адрес", в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением судьи Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 19 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных отношений Хабаровского края.
Определением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 9 сентября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "ДВ Союз" (далее - ООО "ДВ Союз").
Определением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 ноября 2021 года принят отказ прокурора Индустриального района города Хабаровска от административных исковых требований в части возложения на Администрацию обязанности по проведению кадастровых работ и формирования земельного участка под многоквартирным домом по "адрес", в связи с чем производство по административному делу в данной части административных исковых требований прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 апреля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований прокурора о возложении на Администрацию обязанности провести кадастровые работы и сформировать земельный участок, расположенный под многоквартирным домом N 24 по ул. Сунгарийская в городе Хабаровске, было отказано.
23 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление и.о. прокурора Хабаровского края Лубенца С.В, поданное 7 сентября 2022 года через Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 ноября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 апреля 2022 года по результатам рассмотрения кассационного представления с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, под многоквартирным домом N 24 по улице Сунгарийская в городе Хабаровске Хабаровского края образован и 26 октября 2004 года поставлен на государственный кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером N, площадью 7161 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: строительство жилого дома.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N является ранее учтённым, его границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из содержания частей 1 и 2 статьи 8
Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ) следует, что к основным сведениям об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр, относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются, в том числе, в результате уточнения местоположения границ земельных участков.
Часть 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусматривает, что государственный кадастровый учёт в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 указанного Федерального закона.
Действующая с 1 июля 2022 года
часть 1.1 статьи 43
Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ определяет, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
В свою очередь, действовавшая до 1 июля 2022 года часть 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусматривала, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учёт, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ предусмотрено, что со дня проведения государственного кадастрового учёта земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года), если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведён государственный кадастровый учёт, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ). В силу частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований, Индустриальный районный суд города Хабаровска Хабаровского края и судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указали в решении и апелляционном определении, что под жилым многоквартирным домом N по "адрес" кодекса Российской Федерации уже сформирован и 26 октября 2004 года поставлен на государственный кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером N, площадью 7161 кв. м, который в силу прямого указания части 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ перешёл бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Незаконного бездействия со стороны Администрации по вопросам формирования и постановки на государственный кадастровый учёт земельного участка под указанным выше многоквартирным жилым домом не допущено.
Приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Как обоснованно указали суды нижестоящих инстанций, в данном случае вопрос стоит не об образовании земельного участка под жилым многоквартирным домом, а об уточнении границ уже образованного и поставленного на государственный кадастровый учёт земельного участка.
Вопреки доводам кассационного представления, долевые сособственники земельного участка с кадастровым номером N в настоящее время вправе уточнить его границы в порядке, предусмотренном статьёй 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, представив в уполномоченный орган межевой план и иные документы, предусмотренные федеральным законом (пункты 7, 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ), либо, при наличии спора о границах земельного участка, обратиться в суд с исковым заявлением об установлении границ земельного участка, решение по которому будет являться основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости (пункты 2, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года).
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационного представления не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Хабаровского края Лубенца С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.