Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Окружной администрации города Якутска, департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2022 года, удовлетворено административное исковое заявление ФИО4 к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация), департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска (далее - Департамент): признано незаконным и отменено решение Департамента от 29 декабря 2021 года об отказе ФИО1 в постановке на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, на получение земельного участка на территории городского округа "город Якутск"; на Департамент возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от 16 декабря 2021 года и произвести действия по постановке на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, на получение земельного участка на территории городского округа "город Якутск"; с Администрации в пользу административного истца взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
29 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 21 сентября 2022 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенными судами нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, осуществляется бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения в Республике Саха (Якутия) регулируются Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от15декабря 2010 года З N 674-IV (далее - Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)).
Возможность бесплатного предоставления в собственность земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, в том числе приёмным родителям (за исключением граждан, лишённых родительских прав), или жилищно-строительным кооперативам (в случае объединения таких граждан на основе членства) для индивидуального жилищного строительства предусмотрена частью 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), в соответствии с которой указанные земельные участки предоставляются на территории муниципального района или городского округа в случае постоянного проживания граждан на территории данного муниципального района или городского округа не менее пяти лет непрерывно на момент подачи заявления о постановке на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
В соответствии с частью 9 статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) постановка граждан, указанных в части 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьёй 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Орган, уполномоченный на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12, 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), в срок не более чем три недели со дня поступления заявления о постановке на учёт рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для постановки гражданина на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, и по результатам соответствующих рассмотрения и проверки обеспечивает постановку гражданина на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, или при наличии оснований, указанных в части 8 статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), направляет заявителю сообщение об отказе в постановке на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, с указанием оснований для отказа (часть 6 статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия)).
К числу оснований для отказа в постановке гражданина на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно пункт 1 части 8 статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) относит отсутствие оснований для отнесения гражданина к лицам, имеющим право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены статьями 24.1, 24.3, 24.4 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Согласно пунктам 2.1.13, 2.1.18 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, утверждённого решением Якутской городской Думы от 11 июня 2014 года N РЯГД-8-6 (далее - Положение), Департамент обеспечивает управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа "город Якутск", и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", по принципам эффективности, справедливости, публичности и открытости процедур представления таких земельных участков; предоставляет муниципальные услуги и исполняет муниципальные функции в сфере имущественных и земельных правоотношений.
Пунктом 1.3 Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Постановка в очередь, сверка очереди на получение земельных участков гражданами, имеющими трёх и более детей", утверждённого постановлением Администрации от 27 февраля 2015 года N 52п (далее - Административный регламент), Департамент определён в качестве структурного подразделения Администрации, ответственного за предоставление указанной муниципальной услуги.
Одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по постановке граждан, имеющих трёх и более детей, в очередь на получение земельных участков является отсутствие документов, подтверждающих факт постоянного проживания на территории городского округа "город Якутск", при отсутствии регистрационного учёта (пункт 2.17.9 Административного регламента).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 17 декабря 2021 года ФИО1, являющаяся матерью трёх детей (ФИО5, 26 марта 2011 года рождения; ФИО6, 18 марта 2019 года рождения; ФИО7, 16 сентября 2021 года рождения), обратилась в Департамент с заявлением о включение в список граждан на получение земельного участка.
Решением Департамента, изложенным в письме от 29 декабря 2021 года N-ДИЗО/21, в удовлетворении данного заявления было отказано, поскольку ФИО1 зарегистрирована по месту жительства на территории городского округа "Город Якутск" с 16 мая 2019 года, а дополнительно представленная ею трудовая книжка не подтверждает факт её пятилетнего проживания на момент подачи заявления на территории городского округа "Город Якутск".
Считая данное решения уполномоченного органа местного самоуправления незаконным и необоснованным, нарушающим его права, административный истец обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N, Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), Административного регламента, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что из представленных ФИО1 в Департамент при подаче заявления о постановке в очередь на получение земельных участков документов (копии трудовой книжки, свидетельств о рождении детей) следовало, что она более пяти лет на момент подачи соответствующего заявления постоянно проживала на территории городского округа "город Якутск", в связи с чем предусмотренных действующим законодательством оснований для принятия решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по постановке административного истца в очередь на получение земельных участков у уполномоченного органа местного самоуправления не имелось.
Приведённый вывод судов первой и апелляционной инстанций, изложенный в обжалуемых решении и апелляционном определении, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Ссылки Администрации в кассационной жалобе на то, что в нарушении норм процессуального права суд первой инстанции не привлёк к участию в деле Департамент, следует признать несостоятельными, поскольку свои административные исковые требования ФИО1 заявляла к Администрации в лице Департамента; Департамент извещался Якутским городским судом Республики Саха (Якутия) о месте и времени проведения подготовки дела к судебному разбирательству (л.д. 61); представитель Департамента ФИО8, действовавшая на основании доверенности от 24 марта 2022 года N (л.д. 76), подписала отзыв на административное исковое заявление от 19 апреля 2022 года (л.д. 70-73), она также участвовала 19 апреля 2022 года в проведении подготовки дела к судебному разбирательству и была под роспись извещена о судебном заседании, состоявшемся 27 апреля 2022 года (л.д. 109), по результатам проведения которого судом первой инстанции было принято решение. Кроме того, этот же представитель Департамента подписал и подал апелляционную жалобу (л.д. 129-132, 134), а при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции принимал участие представитель Департамента ФИО9, действовавший на основании доверенности от 24 декабря 2021 года N (л.д. 161, 163-164).
Согласно пункту 1.1 Положения Департамент является отраслевым (функциональным) органом, входящим в структуру Администрации.
Довод кассационной жалобы о том, что статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации утратила силу с 1 марта 2015 года, то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку право граждан, имеющих трёх и более детей, на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в настоящее время закреплено в подпункте 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в кассационном определении должен разрешаться вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска - без изменения.
Приостановление исполнения вступивших в законную силу решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2021года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2022 года отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.