Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю (далее - МИФНС России N 3 по Хабаровскому краю, налоговый орган) обратилась в Хабаровский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просила взыскать с административного ответчика: задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 53684 рубля 28 копеек (за 2014 год), задолженность по транспортному налогу в размере 35087 рублей (за 2014 год), задолженность по земельному налогу в размере 26944 рублей (за 2014 год), пени, начисленной на задолженность по земельному налогу, в размере 5090 рублей 15 копеек (за 2014 год), а всего - 138412 рубля 37 копеек.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 16 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 июля 2022 года, административное исковое заявление МИФНС России N 3 по Хабаровскому краю удовлетворено частично: с ФИО1 в пользу МИФНС России N 3 по Хабаровскому краю взысканы налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 53684 рублей 28 копеек (за 2014 год); транспортный налог с физического лица в размере 35 087 рублей (за 2014 год); земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 26944 рублей (за 2014 год), пени в размере 1632 рублей 65 копеек (за 2014 год), а всего - 117347 рублей 93 копейки. Кроме того с ФИО1 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3546 рублей 96 копеек.
29 сентября 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная им 21 сентября 2022 года через Хабаровский районный суд Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 16 марта 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 июля 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из содержания статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется, если иное не предусмотрено статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации); уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьёй.
В свою очередь, статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на следующие имущество: жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учётом особенностей, установленных статьёй 408 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзаца 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о выдаче судебного приказа подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В свою очередь, абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в 2014 году ФИО1 являлся собственником:
- индивидуального жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- производственного здания - цеха по розливу воды с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по "адрес" в "адрес";
- автомобиля марки "Toyota Land Cruiser 200", государственный регистрационный знак N;
- автомобиля марки "Toyota Dyna", государственный регистрационный знак N;
- автомобиля марки "Toyota Land Cruiser", государственный регистрационный знак N;
- автомобиля марки "Isuzu Elf", государственный регистрационный знак N;
- автомобиля марки "Mitsubishi Lancer Cedia", государственный регистрационный знак N
- автомобиля марки "Mitsubishi Fighter", государственный регистрационный знак N.
Налоговый орган направлял ФИО1 налоговое уведомление от 24 апреля 2015 года N о необходимости уплаты в срок до 1 октября 2015 года налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 54 158 рублей, земельного налога за 2014 год в сумме 26944 рублей, транспортного налога за 2014 год в сумме 35087 рублей.
В связи с неуплатой указанных сумм налогов МИФНС России N 3 по Хабаровскому краю направляла административному ответчику требование от 2 ноября 2015 года N, в котором предлагала в срок до 27 января 2016 года уплатить имевшуюся недоимку по налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу и по транспортному налогу за 2014 год в общей сумме 116 189 рублей (54 158 рублей + 26944 рубля + 35087 рублей), а также начисленную пеню по налогу на имущество физических лиц - 11556 рублей 33 копейки, пеню по земельному налогу - 6442 рубля 6 копеек, пеню по транспортному налогу - 3270 рублей 26 копеек.
Судебный приказ от 3 июня 2016 года по делу N, вынесенный мировым судьёй судебного участка N 67 судебного района "Хабаровский район Хабаровского края", о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного за 2014 год и пени в общей сумме 138412 рублей 37 копеек отменён мировым судьёй 16 августа 2021 года в связи с поступлением от ФИО1 12 августа 2021 года возражений относительно его исполнения.
Административное исковое заявление МИФНС России N 3 по Хабаровскому краю о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам за 2014 год и пени, начисленной на задолженность по земельному налогу за 2014 год подано в Хабаровский районный суд Хабаровского края через организацию почтовой связи 29 ноября 2021 года.
Частично удовлетворяя заявленные административные исковые требования и взыскивая с ФИО1 в пользу МИФНС России N 3 по Хабаровскому краю задолженность по налогам за 2014 год и пени в общей сумме 117347 рублей 93 копеек, Хабаровский районный суд Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что ФИО1 не исполнил установленную законом обязанность по уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц, по земельному и транспортному налогам за 2014 год, размер которой, учитывая частичное взыскание с административного ответчика, произведённое в рамках исполнительного производства N-ИП, на момент рассмотрения дела судом составлял соответственно 53684 рубля 28 копеек, 26944 рубля, 35087 рублей. Дополнительно суд первой инстанции произвёл самостоятельный расчёт размера пени по земельному налогу за 2014 года, определив её в сумме 1632 рублей 65 копеек. Также суды нижестоящих инстанций пришли к выводу, что досудебный порядок взыскания налогов с административного ответчика, а также сроки обращения в суд с административным иском МИФНС России N 3 по Хабаровскому краю были соблюдены.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что он до настоящего момента является гражданином СССР и что он не обязан уплачивать установленные в Российской Федерация налоги, основаны на неверном субъективном толковании норм материального права.
Поскольку отмена или изменение постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, а доводы кассационной жалобы не содержат данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных решении и апелляционном определении, обстоятельствам административного дела, о неправильном применении нижестоящими судами норм материального права, о нарушении или неправильном применении норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ФИО1 не имеется.
Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 8 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.