Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И, судей Бузьской Е.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска к обществу с ограниченной ответственностью "СНВ" о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детскую площадку, по кассационной жалобе Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 11 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, представителя Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска Казачинину С.С, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Департамент городского хозяйства администрации города Южно- Сахалинска (далее - Департамент) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СНВ" (далее - ООО "СНВ"), указав, что истцом в рамках программы "Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015-2021 годы" на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес", N выполнены работы по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, а именно - обустройство детской площадки.
Поскольку нормами действующего законодательства ответственность за содержание прилегающей территории, в том числе, расположенных на ней детских площадок, возлагается на управляющие организации и лиц, оказывающих услуги при непосредственном управлении многоквартирным домом, истец просил возложить на ООО "СНВ" обязанность включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов N и N по "адрес" в "адрес" детскую площадку.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 31 марта 2022 года исковые требования удовлетворены.
На ООО "СНВ" возложена обязанность включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов N и N по "адрес" в "адрес" детскую площадку в составе 17 единиц малых игровых форм, в том числе: скамья - 8 штук, урна круглая металлическая - 4 штуки, качалка-балансир - 1 штука, игровой комплекс - 1 штука, качалка на пружине - 1 штука, карусель - 1 штука, качели двойные - 1 штука.
С ООО "СНВ" в доход городского округа "город Южно-Сахалинск" взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Южно-Сахалинского областного суда от 11 августа 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель Департамента просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Указывает, что в законе не содержится положение, в соответствии с которым территория общего пользования не может являться придомовой территорией многоквартирного дома. Полагает, что детская площадка была обустроена непосредственно для жителей домов N и N, расположенных по адресу: "адрес". Порядок предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в проект мероприятия "Приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды" действовал в отношении только одной задачи - реализации проекта "Формирование современной городской среды" и не распространял свое действие на деятельность по организации содержания и проведению ремонта объектов благоустройства.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента подержала доводы кассационной жалобы, настаивала на их удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 29 августа 2014 года N 1623-па утверждена муниципальная программа "Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2015-2021 годы" в целях реализации на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды".
Мероприятия Программы направлены на развитие городской среды городского округа "город Южно-Сахалинск", а именно: благоустройство общественных территорий городского округа "город Южно-Сахалинск", благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов городского округа "город Южно-Сахалинск". В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило, в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок.
В рамках Программы Департаментом на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: "адрес", на основании муниципального контракта N 153/14 от 18 сентября 2017 года выполнены работы по содержанию объектов внутриквартального благоустройства, а именно - обустройство детской площадки, в составе 17 единиц малых игровых форм, в том числе: скамья - 8 шт, урна круглая металлическая - 4 шт, качалка-балансир - 1 шт, игровой комплекс - 1 шт, качалка на пружине - 1 шт, карусель - 1 шт, качеля двойная - 1 шт.
Управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенных по адресу: "адрес", является ООО "СНВ".
В соответствии с письмом от 25 июня 2021 года истец сообщил руководителю ООО "СНВ" о необходимости проведения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по вопросу принятия решения о включении в состав общего имущества многоквартирного дома оборудования, иных материальных объектов, установленных на дворовой территории в результате реализации мероприятий по ее благоустройству, в целях осуществления их последующего содержания, однако до настоящего времени таких действий ответчиком не проведено.
Определением Южно-Сахалинского городского суда от 23 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация города Южно-Сахалинска.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 209, 210, 260 Гражданского кодекса РФ, статей 36, 44, 161, 162 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" пришел к выводу, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. То обстоятельство, что детская площадка находится на земельном участке, относящемся к муниципальной собственности, не освобождает управляющую организацию от исполнения обязанностей по содержанию прилегающей к дому территории.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с такими выводами исходил из того, что спорная детская площадка обустроена на земельном участке с кадастровым номером N образованном между земельными участками под многоквартирными домами N и N по "адрес" в "адрес" с видом разрешенного использования: "территории общего пользования", правообладателем которого является администрация г. Южно-Сахалинска. Учитывая расположение спорной детской площадки не на земельных участках под многоквартирными домами, она не может быть отнесена к общей собственности собственников помещений многоквартирных домов, не входит в состав общего имущества собственников помещений и не подлежит включению управляющей компанией в состав данного имущества, в том числе, с целью его надлежащего содержания. Кроме того, не было выражено намерение собственников помещений на участие в муниципальной программе "Формирование современной городской среды на 2018-2025 годы".
С данными выводами и их правовым обоснованием соглашается судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 состав общего имущества определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного Кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
Таким образом, для поступления имущества в общедомовую собственность необходимо решение общего собрания.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что собственниками жилых помещений многоквартирных домов N и N по "адрес" в "адрес" решение о включении в состав общего имущества спорных объектов не принималось.
Также судом апелляционной инстанции учтено, что земельные участки под многоквартирными домами N и N по "адрес" в "адрес" образованы и поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами N и N соответственно.
Согласно выписке из ЕГРП от 28.03.2022, между указанными земельными участками образован земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: "территории общего пользования", правообладателем которого является администрация города Южно-Сахалинска, и в границах которого размещена спорная детская площадка.
Указанная детская площадка - место отдыха и развлечения детей площадью 306 кв.м, включена в реестр муниципального имущества городского округа "Город Южно-Сахалинск", находится на балансе Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (т.1, л.д.10).
В силу частей 1 и 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В рассматриваемом случае каких-либо оснований для признания права собственности на спорное имущество, имеющего собственника, истцом не приведено.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном постановлении, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебном постановлении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 11 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.