Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Панфиловой Л.Ю, судей Медведевой Е.А, Дубовик М.С, с участием прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Потаповой Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Находка в защиту интересов Мерной А.П. к администрации Находкинского городского округа, Правительству Приморского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение, по кассационной жалобе Правительства Приморского края на решение Находкинского городского суда Приморского края от 1 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 18 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, выслушав представителя Правительства Приморского края - Филониной Е.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Потаповой Е.Н, полагавшей судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Находка обратился в суд с иском, в обоснование указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что Мерная А.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь лицом из числа детей-сирот, в установленном законом порядке жилым помещением не обеспечена. При этом Мерная А.П. включена в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения. Просил возложить на Правительство Приморского края обязанность профинансировать расходы администрации Находкинского городского на приобретение Мерной А.П. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа, площадью не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Находкинского городского округа обязанность приобрести для предоставления Мерной А.П. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, площадью не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в течение 2 месяцев с даты поступления денежных средств.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 1 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 18 июля 2022 года, исковые требования удовлетворены в части.
На Правительство Приморского края возложена обязанность профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа на приобретение Мерной А.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, не менее установленной на территории Находкинского городского округа Приморского края нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
На администрацию Находкинского городского округа возложена обязанность приобрести Мерной А.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке г. Находка Приморского края жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, не менее установленной на территории Находкинского городского округа Приморского края нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение трех месяцев с даты поступления денежных средств.
В кассационной жалобе Правительство Приморского края просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Обращает внимание, что у Правительства Приморского края отсутствует обязанность обеспечить финансирование администрации, поскольку администрация не требует дополнительного финансирования в объеме рассматриваемых дел ввиду отсутствия возможности приобретения жилых помещений в требуемом количестве, следовательно вопрос о финансировании решается в рамках предоставления уполномоченным органом - Министерством образования Приморского края в соответствии со ст.7 Закона N 412-КЗ.
В возражениях на кассационную жалобу администрация Находкинского городского округа Приморского края, прокурор, участвовавший в деле указали на законность и обоснованность судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, выслушав прокурора, представителя ответчика, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
На основании статьи 10 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края", вступившего в силу 1 января 2019 года, лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2019 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Также с 1 января 2019 года вступил в силу Закон Приморского края от 6 декабря 2018 года N 412-ФЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Пунктом 1 статьи 7 Закон Приморского края от 06 декабря 2018 года N 412-КЗ финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Приморского края из краевого бюджета.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования прокурора, суды, руководствуясь вышеназванными нормами права, исходили из того, что Мерная А.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей оставшихся без попечения родителей и с 02.10.2020 состоит на специализированном жилищном учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения, в списке на специализированном жилищном учете состоит под N. Принимая во внимание, что до настоящего времени, Мерная А.П, в предусмотренном законом порядке жилым помещением не обеспечена, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд, возлагая на обязанность на Правительство Приморского края профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа на приобретение благоустроенного жилого помещения, исходил из того, что финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Приморского края от 06.12.2018 N 412-КЗ, осуществляется за счет средств краевого бюджета, в связи с чем, предоставление Мерной А.П. жилого помещения напрямую зависит от поступления денежных средств из краевого бюджета.
Выводы судов являются законными и обоснованными, основанными на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
Кроме того, ссылка в жалобе о том, что Правительство Приморского края является ненадлежащим ответчиком по делу является несостоятельной, поскольку возлагая на ответчика обязанность профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа, суды приняли во внимание, что на 2022 год в рамках заключенных соглашений субвенции предоставлены на приобретение только 1212 жилых помещений, для предоставления лицам, включенным в список ранее истца, а для приобретения дополнительных жилых помещений, в рамках исполнения судебных решений, необходимо дополнительно выделение средств из краевого бюджета.
Таким образом, кассационная жалоба не содержат доводов, которые применительно к части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов, в том числе и тех, на которые имеются указания в кассационной жалобе, судами не допущено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 1 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 18 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.