Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Аноприенко К.В, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Парыгина Александра Васильевича к Департаменту сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение меры государственной поддержки в виде субсидии, возложении обязанности произвести выплату
по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры РФ Маторину О.А, полагавшую постановления суда законными, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд в защиту интересов Парыгина А.В. с иском о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ на территории ЕАО был введён режим чрезвычайной ситуации в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года. Парыгин А.В. на момент ЧС проживала по договору социального найма по адресу: "адрес", использовал для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок по указанному адресу. Управлением сельского хозяйства правительства ЕАО ей отказано в получении субсидии, как сельскохозяйственному производителю, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием у неё права собственности, пользования или иного законного права владения земельным участком.
Просил, с учетом уточнений, признать за Парыгиным А.В. право на получение субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории ЕАО, возложить обязанность на Управление сельского хозяйства правительства ЕАО произвести Парыгину А.В. выплату меры государственной поддержки в виде субсидии из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - "данные изъяты" га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство сельского хозяйства РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - финансовое управление правительства ЕАО.
Министерство сельского хозяйства РФ в отзыве на иск просило отказать в удовлетворении исковых требований, в виду недоказанности права Парыгина А.В. на получение субсидии, как сельскохозяйственного товаропроизводителя, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 13 января 2022 года за Парыгиным А.В. признано право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - "данные изъяты" га.
На Управление сельского хозяйства правительства ЕАО возложена обязанность произвести Парыгину А.В. выплату указанной меры поддержки из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 мая 2022 года решение суда оставлено без изменения с уточнением резолютивной части о выплате мер государственной поддержки в виде субсидии из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур - "данные изъяты" га, в размере 8 870 руб, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства Российской Федерации просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Правительство Российской Федерации принимает решения об оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи и о выплате единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплаты единовременных пособий гражданам Российской Федерации, а также определение круга лиц, которым указанная помощь будет оказана и указанные выплаты будут осуществлены (пункт "м" статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Порядок предоставления в ДД.ММ.ГГГГ году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера определён Постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 N 1455 (далее - Порядок N 1455).
В силу пункта 2 Порядка N 1455 иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, включая ущерб от утраты урожая, Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 3 Порядка N 1455).
Компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется, кроме того и вследствие паводка (пункт 5 Порядка N 1455).
Чрезвычайная ситуация, возникшая в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Еврейской автономной области, отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального характера.
Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2019 N 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в ДД.ММ.ГГГГ году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, выделены Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ году бюджетные ассигнования в размере 434537, 5 тысяч рублей для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи.
Постановлением правительства ЕАО от 20.11.2019 N 414-пп утверждён Порядок предоставления в ДД.ММ.ГГГГ году субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Еврейской автономной области.
Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в ДД.ММ.ГГГГ году" населенный пункт: "адрес" включен в указанную зону.
В соответствии с пунктом 5 Порядка право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 N 440-рг, утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Еврейской автономной области. Субсидия предоставляется сельхозтоваропроизводителям, являющимся собственниками земельных участков или пользователями земельных участков на ином законном праве.
Из материалов дела и судом установлено, что Парыгин А.В. на основании договора социального найма жилого помещения, является нанимателем жилого помещения, расположенного на земельном участке по адресу: ЕАО, "адрес".
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ N в личном подсобном хозяйстве Парыгина А.В. на вышеуказанном земельном участке в период с ДД.ММ.ГГГГ по дату обследования в результате сильного переувлажнения почвы в период уборки погиб картофель, площадью "данные изъяты" га. Владельцем личного подсобного хозяйства указан Парыгин А.В.
Разрешая спор суд первой инстанции, установил, что Парыгин А.В. на момент чрезвычайной ситуации являлась законным пользователем земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, на котором погибла овощная культура, в связи с чем признал его право на компенсацию.
Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" к сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесены в т.ч. граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (пункт 1 части 2).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года N 345 утверждены форма и Порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Согласно пункту 1 Порядка ведения похозяйственных книг, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 г. N 345 учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
В похозяйственной книге содержатся основные сведения о личном подсобном хозяйстве, в том числе фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").
Исходя из приведенных нормативных положений выписка из похозяйственной книги относится к числу тех документов, в соответствии с которым можно определить право на земельный участок.
Согласно выписки из похозяйственней книги N от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной МО Биджанское сельское поселение, Парыгин А.В. является главой личного подсобного хозяйства, в ее пользовании находится земельный участок площадью 0, 11 га, из них, занятого под посевами "данные изъяты" га.
Использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (земли населенных пунктов), что подтверждается учетной записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Чрезвычайная ситуация, возникшая в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории Еврейской автономной области, отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального характера.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации.
Порядок предоставления в ДД.ММ.ГГГГ году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, определён постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 N 1455 (далее - Порядок N 1455).
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 3 Порядка N 1455).
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 23.10.2019 N 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственном товаропроизводителям, ущерба, причиненного в ДД.ММ.ГГГГ году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, выделены Минсельхозу России из резервного фонда.
Приведенные Министерством сельского хозяйства России доводы об отсутствии права на распоряжение средствами резервного фонда Правительства РФ, обоснованно отклонены судами обеих инстанций, поскольку финансирование исполнения обязательств в связи с паводком в ДД.ММ.ГГГГ году осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения нарушений в применении и толковании норм материального и процессуального права, допущенных при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 13 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Еврейской автономной области от 20 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.