Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда
в составе: председательствующего - судьи Ивановой Е.А, судей Лавровой Е.Л. и Музыченко О.А, при помощнике судьи Федоровой С.В, с участием:
прокурора отдела прокуратуры г. Москвы Радина А.В, осужденного Шикина С.В. и его защитника-адвоката Еланцева Ю.А, осужденного Шикина А.В. и его защитника - адвоката Павлухина А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы адвокатов Еланцева Ю.А. и Павлухина А.А. на приговор Зеленоградского районного суда г. Москвы от 29 августа 2022 года, которым
Шикин С.В,...
Шикин А.В,...
осуждены (каждый) по п. "а", "б" ч.2 ст. 199 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком в течение 2 лет, с возложением обязанностей из числа предусмотренных ч.5 ст. 73 УК РФ.
Меру пресечения в отношении осужденных в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении постановлено отменить после вступления приговора в законную силу.
Иск заместителя прокурора Зеленоградского АО г. Москвы оставлен без рассмотрения.
Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.
Заслушав доклад судьи Музыченко О.А, выступления адвокатов и осужденных, поддержавших доводы жалоб, прокурора, просившего приговор оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шикины признаны виновными в уклонении от уплаты налогов, подлежащих уплате организацией, путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере.
Преступление совершено в 2017 году в г. Москве, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании подсудимые вину не признали.
В апелляционных жалобах адвокаты Еланцев (в защиту Шикина С.В.) и Павлухин (в защиту Шикина А.В.) указывают (доводы жалоб идентичны), что суд указал на необходимость уплаты НДС на всех этапах производства и перепродажи товаров, и одновременно сделал противоречивый вывод об отсутствии поставки товара, формальном документообороте, фиктивных организациях и придании видимости наличия законных оснований для перечисления денежных средств на расчетные счета ряда организаций. Если сделки не было, и она была мнимая, то фактическая реализация отсутствует. Мнимые сделки не являются налогооблагаемыми объектами. Если не было прибыли, производства и перепродажи товара, то не было и добавленной стоимости. Если бы в налоговой декларации ООО "
... " были другие налоги, которые не относятся к вышеуказанным сделкам, то могла бы наступить уголовная ответственность. Но в обвинении таких сведений нет. Вывод суда о придании видимости законности для перечисления денежных средств непонятен, так как денежные средства не перечислялись.
Доказательств сговора между Шикиными нет. Шикин С.В. был учредителем данной организации и не мог знать о проводимом фиктивном документообороте.
У ООО "
... " имелись складские помещения для взаимоотношений с указанными в обвинении организациями. Доказательств того, что Шикины знали о том, что у этих организаций один IP -адрес, нет. Следствием не проверено, могло ли данное обстоятельство быть связано с нахождением организаций в одном офисном центре. Неисполнение договорных обязательств не образует состав преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ. Имеется решение арбитражного суда в взыскании с ООО "
... " в пользу одной из организаций 34 миллионов рублей.
ООО "
... " привлечено к налоговой ответственности по ч.1 ст. 122 НК РФ, предусматривающей неосторожность как форму вины, а Шикины привлечены к уголовной ответственности за умышленное преступление.
Налоги должны были быть уплачены контрагентами ООО "
... ".
Согласно обвинительному заключению указанные организации были подысканы Шикиным С.В. не ранее 01.01.2017 года, однако в ходе судебного следствия установлено, что сделки с отдельными организациями совершались в 2016 году, по ним уплачены налоги, сделки не признаны фиктивными. Однако суд в приговоре этому оценки не дал, необоснованно сославшись на ст. 252 УПК РФ.
По делу не была проведена судебно-финансово-бухгалтерская экспертиза. Суд не дал оценки тому, что из дела пропало постановление о назначении такой экспертизы, а также заключение эксперта, которое упоминается в ряде материалов дела.
Обвинительное заключение, по мнению адвоката, составлено с нарушениями УПК РФ - отсутствуют: полное наименование ООО "
... ", сумма налога на каждую операцию, валюта налога, решение ИФНС о признании виновным ООО "
... ". Неверно указаны учредители организации и их доли. Местом преступления указан корпус 531 в г. Зеленоград, который был взят в аренду после совершения преступления.
Суд не дал оценки тому факту, что на счет ООО "
... " поступили денежные средства за фиктивный товар.
С учетом изложенного адвокаты просят приговор отменить, вынести в отношении Шикиных оправдательный приговор.
В возражениях на апелляционные жалобы государственный обвинитель и представитель потерпевшего просят приговор оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, доводы жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Совершение Шикиными преступления, за которое они осуждены, подтверждается совокупностью доказательств по делу, в том числе:
- показаниями представителя потерпевшего
А и свидетеля
Г (сотрудников ИФНС
...), из которых усматривается, что в результате проведенной налоговой проверки был установлен факт уклонения ООО "
... " от уплаты налогов на сумму 47 061 687 рублей. Данная задолженность не погашена;
- показаниями свидетеля
Я, согласно которым она работала в ООО "
... " с августа 2016 по август 2018 года, фактически выполняла функции рядового бухгалтера. На работу ее принимали, проводили собеседование Шикины. А Шикин являлся генеральным директором организации, а С Шикин - учредителем. Все деловые контакты осуществляли Шикины, ее в детали не посвящали. Руководил деятельностью организации фактически Шикин С, он же приносил в офис счета-фактуры, товарные накладные по взаимоотношениям ООО "
... " с контрагентами, а налоговую отчетность, формировал, насколько она поняла, А Шикин;
- показаниями свидетелей
Д, М, П, Р, Щ (которые по документам являются руководителями коммерческих организаций, являвшихся контрагентами ООО "
... "), из которых следует, в частности, что они не являлись руководителями указанных коммерческих организаций (за исключением
Д, пояснившей, что за денежное вознаграждение она подписывала документы от имени соответствующей организации, однако фактически руководство не осуществляла);
- протоколами осмотров и выемок, согласно которым были изъяты и осмотрены документы о взаимоотношениях ООО "
... " с указанными коммерческими организациями;
- материалами налоговой проверки, в ходе которой было установлено уклонение ООО "
... " от уплаты налогов на вышеуказанную сумму;
- результатами оперативно-розыскного мероприятия "Прослушвнаие телефонных переговоров", содержащих сведения, в том числе о общении Шикиных по вопросам, связанным с уклонением от уплаты налогов;
- другими доказательствами, подробно изложенными в приговоре.
Оценив исследованные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности вины осужденных и верно квалифицировал их действия. С учетом представленных доказательств оснований считать, что кто-либо из Шикиных не был осведомлен о действительном характере взаимоотношений с юридическими лицами, фигурирующими в деле как контрагенты ООО "
... ", не имеется. Ссылки защиты на наличие решения арбитражного суда о взыскании с ООО "
... " в пользу одной из этих организаций 34 миллионов рублей, не ставят под сомнение обоснованность осуждения Шикиных. Более того, из материалов прослушивания телефонных переговоров усматривается, в частности, что при обсуждении того, что юридические лица (упоминается название одного из них - оно указано в деле как фиктивный контрагент ООО "
... ") будут требовать деньги с ООО "
... " (в судебном порядке) С Шикин говорит: "Это наши компании. Да, они будут требовать деньги". Ссылки защиты на наличие складского помещения для взаимоотношений с этими организациями, а также мнение адвокатов о том, что общий IP -адрес организаций может объясняться нахождением их в одном офисном помещении, не могут быть признаны основаниями для отмены приговора с учетом вышеприведенных обстоятельств и исследованных доказательств.
Вопреки мнению защитников, установление фиктивного характера ряда сделок ООО "
... " не противоречит выводу суда об уклонении осужденными от уплаты налогов.
Не проведение по делу судебно-финансово-бухгалтерской экспертизы не ставит под сомнение обоснованность осуждения Шикиных с учетом совокупности доказательств по делу. Убедительных данных о фальсификации материалов дела в этой части не имеется.
Ссылки защитников на привлечение ООО "
... " к налоговой ответственности по ч.1 ст. 122 Налогового Кодекса РФ, предусматривающей, как указано в жалобах, такую форму вины как неосторожность, а Шикиных - к уголовной ответственности за умышленное преступление, не свидетельствуют о незаконности приговора, учитывая то, что привлечение юридического лица к налоговой ответственности не препятствует осуждению физического лица за уголовно наказуемое деяние, совершенное при обстоятельствах, установленных в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
Оснований считать, что при составлении обвинительного заключения допущены нарушения, препятствующие постановлению приговора, не имеется. Использование варианта наименования организации - ООО "
... " (полное наименование ООО "
... ") не препятствует правильному разрешению дела. При этом такой сокращенный вариант наименования организации фигурирует и в ряде других официальных документов, включая решение арбитражного суда, отклонившего жалобу данного юридического лица на решение ИФНС
... г. Москвы о привлечении ООО "
... " к налоговой ответственности. Информация, связанная с уклонением от уплаты налогов, приведена в обвинении в достаточном объеме. Ошибок, препятствующих постановлению приговора, в части указания учредителей и их долей, а также места преступления, судебная коллегия не усматривает. При этом в обвинении указан адрес налоговой инспекции, куда Шикиным А.В. была подана налоговая декларация.
Судебное разбирательство проведено судом первой инстанции в соответствии с требованиями УПК РФ. Нарушений закона, влекущих отмену приговора, допущено не было.
При назначении наказания суд в полной мере учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности осужденных. Оснований считать назначенное наказание несправедливым судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и оправдания Шикиных не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Зеленоградского районного суда г. Москвы от 29 августа 2022 года в отношении Шикина
С.В. и Шикина
А.В. оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ, во Второй кассационный суд общей юрисдикции, в течение 6 месяцев со дня вынесения через суд, постановивший приговор. В случае пропуска срока обжалования либо отказа в его восстановлении жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции. Осужденные вправе ходатайствовать об участии в кассационном рассмотрении дела.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.