Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 августа 2007 г. N А42-206/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корпусовой О.А., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 21.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.03.2007 по делу N А42-206/2007 (судья Янковая Г.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТехноЭкспорт" (далее - Общество, ООО "ТехноЭкспорт") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) выплатить Обществу 120 997 руб. 29 коп. процентов за несвоевременный возврат ему 433 100 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленного к возмещению в декларации за март 2004 года.
Решением суда первой инстанции от 07.03.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 07.03.2007 и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Ссылаясь на положения статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), податель жалобы считает, что оснований для начисления и выплаты Обществу процентов нет, так как факт излишнего взыскания с него налога Инспекцией не признан. Сумма НДС, заявленная налогоплательщиком к возмещению за март 2004 года, возвращена ему только во исполнение решения суда, которое не содержит указаний о выплате процентов.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, ООО "ТехноЭкспорт" представило в Инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за март 2004 года, в которой предъявило к возмещению из бюджета 433 100 руб. НДС. Вместе с декларацией Общество представило в налоговый орган документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
Инспекция провела камеральную проверку декларации, по результатам которой приняла решение от 16.07.2004 N 132 об отказе Обществу в возмещении 433 100 руб. НДС за март 2004 года.
ООО "ТехноЭкспорт" 29.07.2004 обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате на его расчетный счет 433 100 руб. НДС, предъявленных к возмещению в декларации за март 2004 года.
Решение налогового органа от 16.07.2004 N 132 оспорено Обществом в судебном порядке, которое признано недействительным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 16.10.2006 по делу N А42-9158/04-22. Кроме того, Инспекция обязана возместить ООО "ТехноЭкспорт" 433 100 руб. НДС путем возврата на его расчетный счет.
Во исполнение решения суда Инспекция приняла решение от 11.12.2006 о возврате Обществу 433 100 руб. НДС за март 2004 года. Платежным поручением от 14.12.2006 N 592 Управление Федерального казначейства по Мурманской области перечислило ООО "ТехноЭкспорт" указанную сумму, которая поступила на расчетный счет Общества 19.12.2006.
Поскольку налог перечислен без процентов за его несвоевременный возврат, ООО "ТехноЭкспорт" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции выплатить ему 120 997 руб. 29 коп. процентов.
Кассационная коллегия считает, что удовлетворив заявление Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Согласно абзацу десятому пункта 4 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Таким образом, при достоверности и обоснованности данных, указанных налогоплательщиком в декларации, и отсутствии приведенных в пункте 4 статьи 176 НК РФ оснований для зачета разницы, образовавшейся в результате превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по соответствующим операциям, налоговый орган обязан принять решение о возмещении суммы разницы путем возврата из бюджета.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При этом из названной нормы права следует, что начисление процентов не зависит от причин нарушения сроков возврата налога.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ налоговый орган производит начисление процентов, о чем указывается в соответствующем решении, направляемом в органы казначейства для исполнения путем выплаты причитающихся налогоплательщику сумм за счет средств бюджета.
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате налогоплательщику процентов и ненаправление этого решения органам казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления.
Признание судом недействительным решения налогового органа об отказе налогоплательщику в возмещении налога из бюджета и возложение на налоговый орган обязанности возместить налог путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Вынесение налоговым органом неправомерного решения об отказе в возмещении налога, признанного судом недействительным, следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога, поскольку следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2005 N 7528/05 также разъяснил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты начисляются с того момента, когда сумма налога должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога.
В рассматриваемом случае решение Инспекции от 16.07.2004 N 132 об отказе Обществу в возмещении 433 100 руб. НДС за март 2004 года признано судом недействительным. Однако указанная сумма налога фактически возвращена заявителю только 19.12.2006, то есть с нарушением сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно обязал Инспекцию выплатить ООО "ТехноЭкспорт" 120 997 руб. 29 коп. процентов за несвоевременный возврат налога.
Указанная сумма процентов исчислена налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, правильность расчета проверена судом и не оспаривается налоговым органом.
Кассационная коллегия считает несостоятельной ссылку Инспекции на статью 79 НК РФ.
Предметом спора по рассматриваемому делу является сумма процентов, начисляемая в связи с нарушением налоговым органом установленного пунктом 4 статьи 176 НК РФ срока возмещения НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), связанных с осуществлением экспортных операций.
Положения статьи 176 НК РФ регулируют отношения не по взысканию с налогоплательщика налога в размере, большем предусмотренного законодательством о налогах и сборах (статья 79 НК РФ), а устанавливают специфические, свойственные именно НДС отношения по возмещению из бюджета сумм этого налога, уплаченных поставщикам.
Следовательно, положения статьи 79 НК РФ не могут быть применены к спорным правоотношениям.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.03.2007 по делу N А42-206/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2007 г. N А42-206/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника