Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 августа 2007 г. N А21-6106/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 августа 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 июля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Михайловской Е.А., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 23.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Курилюк Александры Юрьевны на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2006 (судья Карамышева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2007 (судьи Зотеева Л.В., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А21-6106/2006,
установил:
Индивидуальный предприниматель Курилюк Александра Юрьевна обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий Калининградской таможни (далее - таможня), "выразившихся в отказе в принятии 30.06.2006 и 05.07.2006 грузовой таможенной декларации (далее - ГТД)", и обязании таможни "принять первоначально поданную 30.06.2006 ГТД под заявленным таможенным режимом свободной таможенной зоны по действовавшему до 01.07.2006 законодательству".
Решением суда от 19.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2007, заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным отказ таможни от 05.07.2006 в принятии ГТД N 10205010/050706 по основанию прекращения действия "пункта" 2 статьи 27 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ) и отказал предпринимателю в удовлетворении остальной части заявленных требований.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, "доказательством соблюдения формы таможенной декларации является сама таможенная декларация от 30.06.2006, имеющаяся в материалах дела". Достоверность заявленных в ней сведений не является предметом судебного разбирательства. Представленный вместе с декларацией комплект документов соответствует требованиям статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Представители предпринимателя и таможни, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что предприниматель Курилюк А.Ю. 26.06.2006 получила свидетельство на право ввоза на территорию особой экономической зоны в Калининградской области на льготных условиях легковых автомобилей. Срок действия свидетельства - до 01.07.2006 (лист дела 46).
30.06.2006 предпринимателем на территорию Российской Федерации ввезен легковой автомобиль "VOLKSWAGEN PASSAT" 1991 года выпуска и оформлена транзитная декларация N 10215040/300606/0000288. Таможенный орган отправления (Багратионовская таможня) установил место доставки - Калининградский таможенный пост (Калининградская таможня) и срок доставки до 01.07.2006 (лист дела 26).
30.06.2006 в 23 часа 50 минут на Калининградский таможенный пост подана ГТД (справочный номер 10205010/300606) с целью таможенного оформления ввезенного автомобиля в режиме свободной таможенной зоны (ИМ71). Указанная ГТД представляет собой ксерокопию ранее заполненного бланка таможенной декларации, относящегося к другому товару, на котором данные, содержавшиеся в графах 8, 9, 14, 18, 21, 29, 31 и 44 удалены (забелены), а вместо них в графы 8, 14, 18 и 31 от руки внесены сведения о предпринимателе и товаре (лист дела 45).
01.07.2006 таможня отказала в принятии ГТД, сделав соответствующую отметку на описи документов к декларации (лист дела 22). При этом таможенный орган указал, что заявителем не представлены ГТД на бланке установленного образца (формы ТД1 и ТД2), платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, и электронная копия ГТД. В качестве правового обоснования своей позиции таможня ссылается на пункты 6, 7 и 8 Правил приема грузовых таможенных деклараций (приложение к приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 29.11.2002 N 1284).
05.07.2006 предпринимателем представлена новая ГТД N 10205010/050706, оформленная в соответствии с требованиями таможенного законодательства (лист дела 47). Однако таможенный орган отказал в принятии данной ГТД, сославшись на прекращение действия с 01.07.2006 "пункта 2 статьи 27 Закона N 16-ФЗ" (лист дела 48).
07.07.2006 ГТД вновь подана предпринимателем в таможню. Данный вариант декларации принят таможенным органом с присвоением номера 10205010/070706/0024492 (листы дела 54-55).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы суда первой инстанции отвечают положениям таможенного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов (пункт 1 статьи 132 ТК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 132 ТК РФ поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:
таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации;
таможенная декларация подается ненадлежащим лицом;
в таможенной декларации не указаны необходимые сведения (статья 124 ТК РФ);
таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 ТК РФ;
в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации.
Форма декларирования определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 статьи 124 ТК РФ).
Правила заполнения грузовой таможенной декларации на бланках установленной формы "Грузовая таможенная декларация (ТД1)" и формы "Добавочный лист (ТД2)" установлены Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (приложение к Приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.08.2003 N 915; далее - Инструкция), действовавшей в спорный период.
Согласно пункту 8 Инструкции ГТД должна быть заполнена в соответствии с правилами заполнения, приведенными в Инструкции, с использованием печатающих устройств, разборчиво, не содержать подчисток и помарок. При заполнении ГТД должна формироваться ее электронная копия.
В отдельных случаях сведения в ГТД могут быть внесены печатными буквами от руки, если при декларировании товаров с подачей ГТД нормативными правовыми актами ГТК России не установлено требование о формировании ее электронной копии.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, поданная предпринимателем 30.06.2006 декларация заполнена от руки (печатными и прописными буквами). Декларация содержит многочисленные исправления (ранее содержавшиеся в ней сведения замазаны специальным средством, а взамен этих сведений внесена другая информация). Электронная копия ГТД в таможенный орган не представлена.
Таким образом, вывод судов обеих инстанций о том, что данная декларация составлена не по установленной форме (пункт 2 статьи 132 ТК РФ), является обоснованным. Таможня правомерно отказала в принятии ГТД по названному основанию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 ТК РФ декларация от 30.06.2006 для таможенных целей считается неподанной.
Вывод суда первой инстанции о том, что отказ таможни в принятии 05.07.2006 спорной ГТД не соответствует закону, также поддерживается судом кассационной инстанции.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации декларируемое транспортное средство относится к подакцизным товарам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ иностранные товары, являющиеся подакцизными, не могут помещаться под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области.
Датой вступления Закона N 16-ФЗ в силу является 01.04.2006 (пункт 1 статьи 27 Закона N 16-ФЗ). С этого момента утратил силу Федеральный закон от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ), за исключением подпункта 2 части 1 статьи 7, действие которого продолжается до 01.07.2006 в отношении ввоза на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области легковых автомобилей (пункт 1 части 2 статьи 27 Закона N 16-ФЗ).
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 7 Закона N 13-ФЗ товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость. К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности).
Таким образом, срок ввоза соответствующих легковых автомобилей для помещения их под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, установлен до 01.07.2006. Однако сам по себе факт ввоза легкового автомобиля на таможенную территорию Российской Федерации в определенный срок не является необходимым и достаточным условием для наступления желательных для заявителя правовых последствий.
Как указано в статье 7 ТК РФ, в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.
Из материалов дела видно, что таможенная декларация на легковой автомобиль принята таможней после 01.07.2006. В этот день отказ в принятии поданной предпринимателем декларации является законным. Следовательно, по состоянию на 01.07.2006 предпринимателем не соблюдены необходимые требования и условия помещения товара под избранный таможенный режим (подпункт 3 пункта 1 статьи 149 ТК РФ). Однако, как правильно отметил суд первой инстанции, такое обстоятельство как прекращение действия конкретного нормативного положения не может служить основанием для отказа в принятии поданной предпринимателем таможенной декларации. Содержащийся в пункте 2 статьи 132 ТК РФ перечень оснований, при наличии которых таможенный орган отказывает в принятии декларации, является закрытым.
Вместе с тем в случае принятия поданной предпринимателем 05.07.2007 декларации таможня не может произвести выпуск спорного транспортного средства в заявленном режиме, поскольку в силу приведенных норм после 01.07.2006 ввезенный заявителем легковой автомобиль не может быть помещен под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Отказ в удовлетворении части заявленных требований является правомерным и обоснованным.
Ошибочность отдельных выводов апелляционного суда (относительно права заявителя на оформление товара в режиме свободной таможенной зоны по факту ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации и в связи с началом процедуры таможенного оформления до 01.07.2006) не привела к принятию им неправильного решения по существу спора.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2007 по делу N А21-6106/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Курилюк Александры Юрьевны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Курилюк Александре Юрьевне из федерального бюджета 950 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2007 г. N А21-6106/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника