Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 августа 2007 г. N А66-613/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кравченко Т.В. и Сосниной О.Г.,
при участии от военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения Савкина О.Н. (доверенность от 15.08.2007),
рассмотрев 20.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.04.2007 по делу N А66-613/2007 (судья Пугачев А.А.),
установил:
Первый заместитель военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Тверской области (в настоящее время Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области; далее - Инспекция) от 05.01.2003 о государственной регистрации войсковой части 14264 (далее - в/ч 14264) в качестве юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, и об обязании налогового органа аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - Реестр) запись о включении в него в/ч 14264 под основным государственным регистрационным номером (далее - ОГРН) 1036904000154.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены в/ч 14264, Министерство обороны Российской Федерации в лице командующего Ракетными войсками стратегического назначения, закрытое административно-территориальное образование Озерный (далее - ЗАТО).
Решением суда от 06.04.2007 требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 06.04.2007, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, в/ч 14264 зарегистрирована до 01.07.2002 администрацией ЗАТО, которая и является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Налоговый орган только внес запись в Реестр о юридическом лице, что предусмотрено пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В отзыве прокурор, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения.
Инспекция и третьи лица о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель прокурора, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить судебный акт без изменения.
Законность решения суда от 06.04.2007 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 05.01.2003 Инспекция внесла в Реестр запись о государственной регистрации в/ч 14264 в качестве юридического лица с ОГРН 1036904000154.
Считая, что у налогового органа отсутствовали основания для регистрации в/ч 14264 в качестве юридического лица, прокурор обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд. В обоснование требований он сослался на то, что в/ч 14264 не обладает признаками юридического лица и не была зарегистрирована в качестве такового до 01.07.2002.
Суд первой инстанции на основании норм Закона N 129-ФЗ, Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне), Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 11.11.98 N 1357 (далее - Положение), установил, что в/ч 14264 не обладает признаками юридического лица, и компетентный государственный орган не принимал решения о наделении ее статусом юридического лица в форме государственного учреждения; сведения об уставе и учредителях в/ч 14264 в налоговый орган не представлялись. С учетом этих обстоятельств суд сделал вывод о том, что у Инспекции отсутствовали основания для государственной регистрации в/ч 14264 в Реестре.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со статьей 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Пунктом 1 статьи 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.
Из пункта 2 статьи 13 Закона об обороне и подпункта 9 пункта 11 Положения (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации в/ч 14264) следует, что вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции министра обороны Российской Федерации.
В данном случае судом установлено, что министр обороны Российской Федерации не принимал решения о наделении в/ч 14264 статусом юридического лица и соответствующие документы в регистрирующий орган не представлены. Кроме того, суд установил, что на момент государственной регистрации имущество в/ч 14264 являлось федеральной собственностью, сама она финансировалась из федерального бюджета и не могла по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам.
В силу статьи 61 ГК РФ регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в случае нарушения установленного законом порядка.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что внесение оспариваемой записи в Реестр осуществлено регистрирующим органом с нарушением требований действующего законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 26 Закона N 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу вышеуказанного Закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а", "д", "л" пункта 1 статьи 5, содержащие сведения о юридическом лице в едином государственном реестре юридических лиц, а именно: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование; организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; способ образования юридического лица; сведения об учредителях (участниках) юридического лица.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.10.2002 N БГ-3-09/572 "О Методических разъяснениях по порядку заполнения формы N Р17001 "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Методические разъяснения), предусмотрено, что следует руководствоваться учредительными документами юридического лица.
Судом первой инстанции установлено, что в регистрационном деле в/ч 14264 находится только заявление. Документы, необходимые для регистрации юридического лица, отсутствовали. Таким образом, вывод суда о том, что у Инспекции имелись предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации в/ч 14264, является правильным.
Доводы Инспекции о том, что она не производила государственную регистрацию в/ч 14264 как вновь созданного учреждения, а лишь внесла запись в Реестр в отношении лица, зарегистрированного администрацией ЗАТО до 01.07.2002, противоречат имеющимся в деле документам. Так, в письме от 17.10.2006 N 592 (лист дела 65) администрация ЗАТО сообщила, что ею не производилась государственная регистрация в/ч 14264. Налоговый орган доказательств обратного не представил.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
В связи с тем, что налоговый орган не освобожден от уплаты государственной пошлины при обжаловании решения суда, принятого по делу об оспаривании ненормативного акта, однако при подаче кассационной жалобы не уплатил в доход федерального бюджета предусмотренную подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1000 руб. и жалоба оставлена без удовлетворения, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.04.2007 по делу N А66-613/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2007 г. N А66-613/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника