Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Жолудовой Т.В, при помощнике судьи Оськиной Ю.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Кожухаря Я.А. на решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 13 апреля 2022 года, которым постановлено:
исковое заявление Кожухаря Ярослава Александровича к ГУ - ГУ ПФР N1 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, назначении досрочной пенсии по старости - удовлетворить частично, признать решение ГУ-ГУ ПФР N1 по г. Москве и Московской области от 31.05.2021 N243034/21 незаконным частично, обязать ГУ-ГУ ПФР N1 по г. Москве и Московской области принять к зачету для назначения Кожухарю... пенсии по п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ периоды работы:
- с 25.04.1988 по 05.02.1996 (7 лет 8 месяцев 29 дней) - в должности авиатехника по планеру и двигателям участка обслуживания самолетов АТБ в Мурманском авиационном предприятие и с 16.11.1991 по 27.12.1991 - курсы повышения квалификации;
- с 06.02.1996 по 02.06.1999 (3 года 3 месяца 28 дней) - в должности авиационного техника по СиД в ОАО Авиакомпании "Мурманские авиалинии", взыскать с ГУ - ГУ ПФР N1 по г.Москве и Московской области в пользу Кожухаря... судебные расходы в размере сумма, государственную пошлину в размере сумма, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Кожухарь Я.А. 15.09.2021 направил в суд иск к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 1 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области), в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ (т. 1 л.д. 146-162, т. 2 л.д. 91-112) просил о признании незаконным решения ответчика от 31.05.2021 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязании включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости и в страховой стаж в гражданской авиации периоды его работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в инженерно-техническом составе на территории Российской Федерации и в Республике Беларусь, установлении тождества трудовых функций в должности технического директора и начальника цеха (участка) технического обслуживания воздушных судов, а также назначить ему досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16.02.2021, взыскании компенсации морального вреда в размере сумма и возмещении судебных расходов в размере сумма, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж в гражданской авиации подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали, представитель ответчика иск не признала, представитель третьего лица ПФР, привлеченного к участию в деле определением суда от 14.02.2022 (т. 2 л.д. 115), полагал иск необоснованным, третье лицо ГУ - ОПФР по г. Москве и Московской области, привлеченное к участию в деле определением суда от 15.11.2021 (т. 1 л.д. 123), в судебное заседание не явилось.
13.04.2022 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Кожухарь Я.А. по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней, подписанных представителями по доверенности Маловым А.В. и Галочкинм А.Г.
В заседании судебной коллегии истец Кожухарь Я.А. доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений поддержал, ответчик ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области, третьи лица ГУ - ОПФР по г. Москве и Московской области, ПФР не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей (т. 2 л.д. 212-213, 230).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене или изменению решения суда.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1); нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в ч. 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 10 настоящего Федерального закона (ч. 2); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1); периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.
В соответствии с подп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а периодов работы, указанных в п.п. 13 - 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", - применяются соответствующие положения п.п. 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11.12.1987 N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления
периодов соответствующей работы, имевшей место до 01.01.1992 и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 01.01.2002.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 04.03.2021 N 322 указанное Постановление Правительства от 16.07.2014 N 665 дополнено п. 3(1), согласно которому при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, инженерам всех наименований, начальникам цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов; также в нем указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Аналогичные положения содержатся в п. 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 N 1412.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Также Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N сумма "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, при этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16); периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, при этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии со ст. 10 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006 (далее - Договор), каждая договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства (ч. 1); при переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии), с территории одной договаривающейся стороны на территорию другой договаривающейся стороны для проживания выплата пенсии продолжается договаривающейся стороной, ее назначившей (ч. 2).
Положения п. 5 указанного Договора устанавливают, что застрахованные, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той договаривающейся стороны, на территории которой они выполняют работу (ч. 1), за исключением случаев, указанных в ч. 2 этой статьи.
В соответствии со ст. 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13.03.1992 на территориях договаривающихся сторон, каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором (п. 1); по желанию и на основании заявлений граждан договаривающихся сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора и такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (п. 2).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кожухарь Я.А,... паспортные данные, являющийся гражданином Российской Федерации и зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 23.12.2011, 16.02.2021 обратился в ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и с применением п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 (т. 1 л.д. 16-18, т. 2 л.д. 3).
Решением ГУ-ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области от 31.05.2021 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Кожухарю Я.А. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ, поскольку стаж на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов составил 04 года 09 дней (при требуемом не менее 20 лет), а страховой стаж в гражданской авиации - 22 года 05 месяцев 03 дня (при требуемом не менее 25 лет) (т. 1 л.д. 19-22).
Так, указанным решением ответчика в бесспорном порядке в подсчет специального стажа и страхового стажа в гражданской авиации засчитан период работы Кожухаря Я.А. на территории СССР и Российской Федерации с 23.03.1984 по 01.04.1988 (04 года 09 дней) в Вологодском объединенном авиаотряде авиамехаником и авиатехником, а в страховой стаж в гражданской авиации также периоды с 24.04.1988 по 05.02.1996 в Мурманском объединенном авиаотряде, с 06.02.1996 по 02.06.1999 в ОАО Авиакомпания "Мурманские авиалинии", с 01.11.2012 по 01.03.2017 в ООО "АТЦ Авиапарт" и с 24.04.2017 по 09.03.2020 в ООО "Волен Инжиниринг" (22 года 05 месяцев 03 дня) (т. 1 л.д. 100).
Периоды работы истца с 24.04.1988 по 05.02.1996 в Мурманском объединенном авиаотряде, с 06.02.1996 по 02.06.1999 в ОАО Авиакомпания "Мурманские авиалинии", с 01.11.2012 по 01.03.2017 в ООО "АТЦ Авиапарт" и с 24.04.2017 по 09.03.2020 в ООО "Волен Инжиниринг" не включены в специальный стаж, поскольку отсутствуют сведения о занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, ООО "АТЦ Авиапарт" и ООО "Волен Инжиниринг" не предоставляли сведений о наличии льготных рабочих мест и не проставляли код особых условий труда в индивидуальных сведениях.
Согласно трудовой книжке с 12.07.1999 по 15.09.2011 Кожухарь Я.А. работал на территории Республики Беларусь: с 12.07.1999 по 30.06.2000 в ООО "Евротехпром" в должности дефектоскописта по ультразвуковому контролю третьего разряда в лаборатории по контролю металла и сварки, с 01.07.2000 по 29.09.2000 в ООО "Фадеме-В" в должности специалиста по маркетингу, с 02.10.2000 по 17.01.2002 в БЛ СП "ТИГЕР" должности технического контролера-метролога в цех сборки гидроманипуляторов, с 18.03.2002 по 31.12.2003 и с 05.01.2004 по 19.03.2004 в ЗАО НПФ "КВАНД-АСХМ" в должности начальника ОТК, с 01.04.2004 по 31.03.2006 в ООО "Генекс" в должности заместителя директора по инженерно-авиационной службе (ИАС), с 03.05.2006 по 23.05.2006 - в ОДО "ВТК Камазавто" в должности заместителя директора по вопросам ремонта и послепродажного обслуживания, с 09.06.2006 по 14.08.2006 в ОАО "Управление механизации" в должности инженера по диагностированию технического состояния кранов и надзору по контракту, с 15.08.2006 по 14.02.2007 в ЗАО "Корпак" в должности инженера по эксплуатации воздушных судов по контракту, с 15.02.2007 по 15.09.2011 в ООО "Табак-Инвест" в должности инженера по эксплуатации воздушных судов авиагруппы.
Указанные периоды работы с 12.07.1999 по 15.09.2011 на территории Республики Беларусь не включены в страховой стаж на основании п. 2 ст. 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения как периоды работы после 01.01.1991, имевшей место за пределами Российской Федерации.
Удовлетворяя требования Кожухаря Я.А. об обязании ответчика включить в специальный стаж периоды его работы с 24.04.1988 по 05.02.1996 в Мурманском объединенном авиаотряде авиатехником по планеру и двигателям 5 разряда на участке обслуживания самолетов АТБ Аэропорта Мурманск и авиатехником группы периодического обслуживанию самолетов ТУ-154, включая период нахождения на курсах повышения квалификации с 16.11.1991 по 27.12.1991, а также авиатехником 5 разряда СиД авиационно-технической базы, инженером по СиД отдела технического контроля и инженером по технической эксплуатации ВС по планеру и двигателям ОТК технического комплекса в ОАО Авиакомпания "Мурманские авиалинии" с 06.02.1996 по 02.06.1999, исключая периоды отпуска без сохранения заработной платы с 01.02.1990 по 03.02.1990, с 11.12.1990 по 13.12.1990, с 23.04.1991 по 29.04.1991, с 26.02.1992 по 28.02.1992, с 05.05.1992 по 13.05.1992, с 16.08.1995 по 18.08.1994 общей продолжительностью 28 дней, суд первой инстанции исходил из того, что условия осуществления трудовой деятельности на работах, указанных в Положении о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 N 1412, и в Списках работников, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, предусмотренных постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, а также работа в течение полного рабочего дня подтверждена справками работодателей и данными о стаже (т. 1 л.д. 25-26, 104, 109-111); истцом решение суда в указанной части не обжалуется, а ответчиком апелляционная жалоба не подана, в связи с чем судебная коллегия в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе.
Отказывая в удовлетворении требований Кожухаря Я.А. о включении в специальный стаж (на соответствующих видах работ) периодов его работы с 01.11.2012 по 01.03.2017 в ООО "АТЦ Авиапарт" техническим директором и с 24.04.2017 по 09.03.2020 в ООО "Волен Инжиниринг" инженером по планеру и двигателям отдела по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в Списке должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правилах исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459, предусмотрены должности авиационных техников (механиков, мотористов) всех наименований, мастеров и инженеров всех наименований, а также начальников цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов, и установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях), при этом занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями, в то время как сведений о выполнении истцом полный рабочий день работ по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов в указанных организациях не представлено, в имеющихся справках работодателей, трудовых договорах, должностных инструкциях (т. 1 л.д. 70-87, 112, 115, 163-166, 171-174, 204-231, т. 2 л.д. 4-50) отсутствуют сведения о выполнении именно
аэродромного технического обслуживания воздушных судов (оперативного и периодического (гарантийного) в течение полного рабочего дня, а предусмотренные Постановлением Совмина РСФСР от 04.09.1991 N 459 справки работодателями не выданы.
При рассмотрении требований Кожухаря Я.А. об обязании включить в специальный и страховой стаж в гражданской авиации для назначения досрочной страховой пенсии по старости п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы в Республике Беларусь, суд первой инстанции правильно применил положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, учитывая, что истец являющийся гражданином Российской Федерации, просил о назначении ему пенсии на основании п. 2 ст. 23 указанного Договора и избрал вместо пенсионного обеспечения от каждой из Договаривающихся Сторон пропорционально страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории данного государства, вариант пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. согласно законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой он является, без применения положений указанного Договора, в связи с чем к нему применяются положения Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, в том числе ст. 11, которой установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в то время как сведений об уплате страховых взносов в ПФР в период работы истца в Республике Беларусь не представлено.
Кроме того, оснований полагать, что работа истца с 12.07.1999 по 30.06.2000 в ООО "Евротехпром" в должности дефектоскописта по ультразвуковому контролю третьего разряда в лаборатории по контролю металла и сварки, с 01.07.2000 по 29.09.2000 в ООО "Фадеме-В" в должности специалиста по маркетингу, с 02.10.2000 по 17.01.2002 в БЛ СП "ТИГЕР" в должности технического контролера-метролога в цехе сборки гидроманипуляторов, с 18.03.2002 по 31.12.2003 и с 05.01.2004 по 19.03.2004 в ЗАО НПФ "КВАНД-АСХМ" в должности начальника ОТК, с 03.05.2006 по 23.05.2006 - в ОДО "ВТК Камазавто" в должности заместителя директора по вопросам ремонта и послепродажного обслуживания, с 09.06.2006 по 14.08.2006 в ОАО "Управление механизации" в должности инженера по диагностированию технического состояния кранов и надзору по контракту относится к работе в гражданской авиации не имеется.
При таких данных условий для удовлетворения требований Кожухаря Я.А. об обязании включить в страховой стаж в гражданской авиации для назначения досрочной страховой пенсии по старости п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы в Республике Беларусь судом правомерно не установлено.
Поскольку специальный стаж (в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации) с учетом периодов работы, включенных судом, с 25.04.1988 по 05.02.1996 (7 лет 8 месяцев 29 дней), с 06.02.1996 по 02.06.1999 (3 года 3 месяца 28 дней) и периода бесспорно включенного ответчиком с 23.03.1984 по 01.04.1988 (04 года 09 дней), не составляют необходимую продолжительность специального стажа не менее 20 лет, страховой стаж в гражданской авиации также не составляет необходимую продолжительность не менее 25 лет, то отказ в удовлетворении требований истца об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы истца о неправильном применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006 и необходимости применения Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", участниками которого Российская Федерация и Республика Беларусь также являются, а также о неправомерности отказа в установлении тождества трудовой функции технического директора ООО "АТЦ Авиапарт" указанной в списке должности начальника цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов, основаны на неверном толковании п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" об основаниях установления тождества выполняемых работ, а также действующего законодательства, учитывая, что с целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Отказ в удовлетворении требований Кожухаря Я.А. о компенсации морального вреда основан на разъяснениях, изложенных в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" о том, что нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, в связи с чем требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Рассматривая вопрос о возмещении судебных расходов, суд принял во внимание, что Кожухарем Я.А. понесены расходы по оплате юридических услуг на общую сумму сумма, что подтверждается соглашениями об оказании юридических услуг с ООО "Флагман" от 13.11.2019, по которому сумма выплачено за подготовку обращений в ГУ- ГУ ПФР N 1 по г. Москве и Московской области и ГУ - ОПФР по г. Москве и Московской области, а также к Уполномоченному по правам человека (т. 1 л.д. 52-54), а также с ООО "Мир" от 12.08.2021, по которому выплачено сумма за подготовку процессуальных документов и представление интересов в суд по пенсионному спору (т. 1 л.д. 54-58); согласно материалам дела иск подписан и направлен в суд представителем истца, также представители участвовали в судебных заседаниях первой инстанции и подали апелляционную жалобу.
Разрешая указанный вопрос на основании установленных обстоятельств, учитывая разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", суд исходил из того, что основания для взыскания расходов, предусмотренные ст.ст. 94, 100 ГПК РФ, имеются, поскольку требования истца удовлетворены частично, принял во внимание характер и сложность данного гражданского спора, длительность рассмотрения дела, принципы разумности и справедливости, явку представителя в судебные заседания, объем оказанных им услуг, определив сумму в возмещение расходов по оплате услуг представителя, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца, в размере сумма, в том числе учитывая, что расходы по соглашению с ООО "Флагман" от 13.11.2019 к судебными расходами, необходимыми для обращения в суд, не являются.
С учетом указанных обстоятельств доводы жалобы истца о необоснованности уменьшения заявленной к взысканию суммы расходов на оплату услуг представителя, а также ссылки на разумность размера понесенных расходов ввиду сложности дела, длительности его рассмотрения в суде не могут повлечь отмену определения суда, поскольку не опровергают вывод суда о применении положений ст. 100 ГПК РФ и п.п. 12-14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" о разумных пределах оплаты услуг представителя, учитывая характер и сложность спора, явку представителя в суд, объем и качество оказанных им услуг, а также частичное удовлетворение заявленных требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кожухаря Я.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.