Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Лобовой Л.В., судей Рачиной К.А., Заскалько О.В.
при помощнике судьи Оськиной Ю.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Семенихина В.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 мая 2022 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-1859/2022), которым постановлено:
Исковые требования Семенихина В. А.к ГУ МВД России по г.Москве об обязании исполнить решение суда, произвести выплату надбавки, взыскании задолженности, обязании производить начисления с учетом надбавки, оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Истец Семенихин В.А. обратился в суд с иском к ответчику ГУ МВД России по г.Москве об обязании исполнить решение суда по выплате надбавки в размере 15%, произвести выплату надбавки в размере 15% за режим в колонии, взыскании задолженности в размере 1 017 452 руб. 40 коп, обязании производить начисления с учетом надбавки в размере 15%, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указал, что является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) отменено решение Якутского городского суда от 08 июля 1999 года, на МВД РС возложена обязанность произвести перерасчет его пенсии с зачетом выслуги лет в период работы с 20 октября 1990 года по день увольнения, как 1 месяц за 2 месяца, с начислением 15% надбавки за вредность. В марте 2021 года ему стало известно о том, что выплата пенсии осуществляется без учета надбавок за специальные условия 15% за вредные условия и 15% за режим в колонии, в которой он проходил службу.
Истец Семенихин В.А. в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика по доверенности Акимов В.И. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав истца Семенихина В.А, представителя ответчика по доверенности Акимова В.И, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Условия и порядок пенсионного обеспечения, в том числе сотрудников, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения наказания Российской Федерации и их семей".
В силу статьи 43 названного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Подпунктом "б" пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федерального противопожарной службе государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел включаются оклад по последней должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Федеральными законами N 247-ФЗ от 19.07.2011 г. "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и N 309-ФЗ от 08.11.2011 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размеры пенсий, назначенных пенсионерам уголовно-исполнительной системы до 01 января 2012 г, с 01 января 2012 года подлежат пересмотру.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 г. N 60 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР" внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 г. N 477, и размер увеличения должностных окладов, тарифных ставок учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы для персонала учреждений, исполняющих наказания строгого режима, имеющих специальные звания, стал составлять 7%, для персонала учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, и больниц созданных для лечения осужденных к лишению свободы - 7%. (Приложение N1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 г. N 477).
При введении нового правового регулирования лицам, проходившим военную службу, и членам их семей в силу части 1 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" гарантировано сохранение достигнутого к 01 января 2012 года уровня их пенсионного обеспечения.
Судом при рассмотрении дела установлено, что с 01 марта 1999 года истец является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1.
Согласно заключению N 63/7085 от 01 марта 1999 года о назначении истцу пенсии за выслугу лет, размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии состоял из должностного оклада, оклада по званию, процентной надбавки за выслугу лет, надбавки за специальные условия - 15 %, стоимости продовольственного пайка.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) отменено решение Якутского городского суда от 08 июля 1999 года, на МВД РС возложена обязанность произвести перерасчет его пенсии с зачетом выслуги лет в период работы с 20 октября 1990 года по день увольнения, как 1 месяц за 2 месяца, с начислением 15% надбавки за вредность.
Согласно заключению N 63/7085 от 09 декабря 1999 года о назначении истцу пенсии за выслугу лет, размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии состоял из должностного оклада, оклада по званию, процентной надбавки за выслугу лет, надбавки за специальные условия - 30 %, стоимости продовольственного пайка.
Из ответа ГУ МВД России по г.Москве от 19 марта 2012 года на обращение истца следует, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 года N 787 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел РФ" комиссией МВД России по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения определены новые должностные оклады бывшим сотрудникам уголовно-исполнительной системы и с 01 января 2012 года пенсия истца пересчитана исходя из следующего денежного довольствия: оклад по штатной должности - 23 000 руб, оклад по специальному званию - 11 500 руб, надбавка за выслугу лет 30% - 9 750 руб, сумма денежного довольствия - 42 250 руб, сумма для исчисления пенсии 54% - 22 815 руб, размере пенсии 85% - 20 586 руб. 15 коп. Размер пенсии с 01 января 2012 года составляет 20 586 руб. 15 коп.
Как указывает истец, в марте 2021 года ему стало известно о том, что выплата пенсии осуществляется без учета надбавок за специальные условия - 15%за вредные условия и 15% за режим в колонии, в которой он проходил службу.
В ответе ГУ МВД России по г.Москве от 21 мая 2021 года, данного на обращение истца, разъяснено, что до 01 января 2012 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 мая 1994 года N 477, денежное довольствие для выплаты пенсии истцу исчислялось из должностного оклада с учетом увеличения на 15% персоналу учреждений, исполняющих наказания строгого режима, и по определению Верховного суда Республики Саха (Якутия) отменено решение Якутского городского суда от 08 июля 1999 года производилась выплата надбавки за вредность в размере 15% от должностного оклада. С 01 января 2012 года в результате проведенной реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов создана новая структура денежного довольствия, в основу которой в соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 составляет оклад по воинской должности, оклад по званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях), ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет.
Разрешая спор, с учетом установленных обстоятельств на основании представленных сторонами доказательств, руководствуясь указанными выше нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца; действия ГУ МВД России по г.Москве по перерасчету и уменьшению размера надбавки за специальные условия и режим в колонии с 30% до 7% при исчислении истцу пенсии являются правомерными, поскольку согласно показателям расчета пенсии истца за период с 01 января 2012 года размер его пенсии после перерасчета не уменьшился.
Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.
При этом, судебная коллегия также учитывает следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" должностные оклады персонала увеличиваются в зависимости от вида учреждений, исполняющих наказания, характера и сложности выполняемой работы в размере от 15 до 20 процентов.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21.07.1993 года N 5474-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" Совету Министров - Правительству Российской Федерации поручалось принять необходимые правовые акты по реализации положений указанного Закона (пункт 4).
Правительством Российской Федерации 06.05.1994 года было принято постановление N 477 "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации".
В целях реализации установленных Законом льгот в Постановлении Правительства Российской Федерации различным категориям персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания, утверждены как размеры увеличения должностных окладов, так и установлены надбавки к ним, в том числе утверждены размеры увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, согласно приложению N 1.
Абзацем первым приложения N 1 к указанному Постановлению предусмотрено, что размер увеличения должностных окладов, тарифных ставок персоналу учреждений, исполняющих наказания, строгого режима составляет 15 процентов.
Абзацем третьим этого же приложения установлено 15-процентное увеличение должностных окладов персоналу учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, и больниц, созданных для лечения осужденных к лишению свободы, при условии, если количество осужденных, которым приговором суда определено отбывание лишения свободы в учреждениях строгого режима или строгого и особого режима, вместе взятых, составляет более 50 процентов от числа всех осужденных, содержащихся в этих учреждениях и больницах.
При этом следует учитывать, что вид учреждения - это режим: строгий или особый. Под характером и сложностью выполняемой работы понимается работа с туберкулезными больными, работа с осужденными к пожизненному лишению свободы, осужденными к пожизненному лишению свободы в порядке замены смертной казни, а также работа в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности. Размер увеличения должностных окладов (15 процентов) персоналу учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных больных туберкулезом, определен Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 36 Закона, т.е. с учетом характера и сложности выполняемых работ и в установленных законом пределах.
Из указанного следует, что увеличение должностных окладов персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, является повышением должностных окладов за особые условия службы.
В силу статьи 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения наказания Российской Федерации и их семей" для исчисления пенсии учитываются оклад по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет.
Таким образом, при исчислении пенсий, увеличение должностных окладов, установленное абзацами первым и третьим приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 года N 477, учету не подлежит.
При этом, исходя из представленных в материалы дела расчетов пенсии истца в связи с перерасчетом в 2012 году не уменьшился, и не нарушает прав истца.
Доводы апелляционной жалобы истца, по своей сути, повторяют основания заявленных исковых требований, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств, не являются основанием для отмены решения.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы 20 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенихина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.