Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., судей Жолудовой Т.В., Заскалько О.В.
при помощнике судьи Ипатове С.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционным жалобам УСЗН ЗАО г. Москвы, ФИОой... на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 23 июня 2022 года, которым постановлено:
Взыскать с ФИОой... (СНИЛС 017-287-567 70) в пользу УСЗН ЗАО г. Москвы ОСЗН района Проспект Вернадского (ОГРН 1027700482237) задолженность в размере сумма.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с ФИОой... (СНИЛС 017-287-567 70) в бюджет города Москвы государственную пошлину в размере сумма;
установила:
УСЗН ЗАО г. Москвы обратилось в суд с иском к ФИОой... о взыскании излишне выплаченных сумм региональной социальной доплаты к пенсии за период с апреля 2017 г. по сентябрь 2018 г. в сумме сумма
В обоснование заявленных требований указано на то, что ФИОа.., пенсионер по возрасту, зарегистрированная по адресу: адрес, состоит на учете в ОСЗН района Проспект Вернадского с 2009 года. С 15.05.2009 ответчику назначена региональная доплата к пенсии из средств городского бюджета в целях дополнительной социальной поддержки, как неработающему пенсионеру. В связи с перерасчетом пенсии с 01.08.2018 в результате поступивших страховых взносов от работодателя и полученными сведениями из ГУ - ОПФР выплаты РСД ответчику приостановлены. В ходе проверки установлено, что ФИОа... с 15.03.2017 трудоустроилась в ОАО "Чайка", не уведомив орган социальной защиты, что повлекло за собой перерасход бюджетных средств, предусмотренных для выплаты региональной социальной оплаты. Сумма переплаты по вине пенсионера, не сообщившего о трудовой деятельности, за период с 01.04.2017 по 30.09.2018 составляет сумма. 10.07.2019 ОСЗН вынесено решение N 638 о возмещении суммы переплаты в добровольном порядке, по квитанциям через отделение банка в бюджет города Москвы и отправлено ответчику почтовым отправлением, однако, до настоящего времени задолженность не погашена.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал, ответчик иск не признала, заявила о пропуске срока исковой давности.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят истец УСЗН ЗАО г. Москвы, ответчик ФИОа... по доводам апелляционных жалоб.
Представитель истца УСЗН ЗАО г. Москвы в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен; судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя истца.
Проверив материалы дела, выслушав ответчика ФИОу.., поддержавшую доводы своей апелляционной жалобы, возражавшей против удовлетворения жалобы ответчика, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы ответчика, изученным материалам дела имеются.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИОа.., пенсионер по возрасту, зарегистрированная по адресу: адрес, состоит на учете в ОСЗН района Проспект Вернадского УСЗН ЗАО г. Москвы с 2009 года.
С 15.05.2009 ФИОой... назначена ежемесячная компенсационная выплата, осуществляемая за счет средств городского бюджета.
В ходе проведенной проверки правомерности начисления РСД ОСЗН района Проспект Вернадского установлено, что ФИОа... с 15.03.2017 трудоустроилась в ОАО "Чайка".
С учетом полученной информации, ФИОой... приостановлена выплата региональной социальной доплаты.
Сумма переплаты РСД по вине пенсионера, не сообщившего в орган социальной защиты о поступлении на работу, за период с 01.04.2017 по 30.09.2018 составляет сумма.
10.07.2019 ОСЗН вынесено решение N 638 о возмещении суммы переплаты в добровольном порядке, по квитанциям через отделение банка в бюджет города Москвы и отправлено ответчику почтовым отправлением.
Кроме того, в адрес ответчика неоднократно направлялись приглашения на прием для решения вопроса переплаты, письма ответчиком проигнорированы, задолженность не погашена.
Рассматривая заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что несообщение ответчиком о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты региональной социальной доплаты, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, и пришел к выводу о том, что переплата региональной социальной доплаты к пенсии в пределах срока исковой давности, о применении которого было заявлено ответчиком, за период с июля 2017 г. по сентябрь 2018 г. в сумме сумма должна быть возвращена пенсионером.
Судебная коллегия не может согласиться указанными выводами ввиду следующего.
Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-ПП и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии (РСД) взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии (ЕКВ).
Этим же Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке: на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты; пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы); на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции).
Согласно материалам дела ФИОой... на основании ее заявления от 14.08.2009 была назначена ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ) к пенсии как неработающему пенсионеру, ей были разъяснены условия назначения и прекращения ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии. 14.08.2009 ФИОой... дано обязательство сообщить управлению социальной защиты населения города Москвы о поступлении на работу, а также возместить излишне полученные суммы выплат в случае невыполнения этого обязательства.
Вместе с тем, сведений о том, была ли ФИОа... проинформирована УСЗН ЗАО г. Москвы о замене ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату к пенсии, разъяснены ли ей были порядок и условия назначения и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии, подавала ли ФИОа... заявление о переходе на региональную социальную доплату к пенсии, принимала ли ФИОа... письменное обязательство, установленное пунктом 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть об информировании управления социальной защиты населения города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств, не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик ФИОа... указала на то, что такие документы ею не подписывались, о переходе с ЕКВ на РСД ответчик не предупреждалась, в УСЗН ЗАО г. Москвы не вызывалась и соответствующее обязательство после перехода на РСД не писала, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что при таких обстоятельствах оснований для возложения на ответчика обязанности по погашению задолженности по выплате РСД не имеется.
Поскольку решение суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований постановлено при неправильном применении норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о его отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы УСЗН ЗАО г. Москвы с учетом вышеизложенного не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 23 июня 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Управления социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы к ФИОой Ольге Николаевне о взыскании излишне выплаченных сумм региональной социальной доплаты к пенсии отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.