Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пашкевич А.М.
и судей Колосовой С.И, Леоновой С.В.
при помощнике судьи Дебискаевой Д.М, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М.
гражданское дело N2-3476/2022 по апелляционной жалобе истца Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Триумф" на решение Тверского районного суда г. Москвы от 01 июля 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Триумф" в отношении неопределенного круга лиц к ООО "Джили-Моторс" о признании незаконными ограничений основной гарантии, обязании совершения действий, о запрете реализации автомобилей и изъятии их из оборота до устранения причин вреда, об установлении судебной неустойки отказать,
УСТАНОВИЛА:
Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей "Триумф" в отношении неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ООО "Джили-Моторс" о признании незаконными ограничений основной гарантии, обязании совершения действий, о запрете реализации автомобилей и изъятии их из оборота до устранения причин вреда, об установлении судебной неустойки. Заявленные требования мотивированы тем, что Орехова Д.В. в связи с нарушением ее прав обратилась в МОО ОЗПП "Триумф" с жалобой на нарушение ее прав условиями представления гарантии на автомобиль Geely Atlas VIN VIN-код, изложенной в сервисной книжке автомобиля. Поскольку сервисная книжка является принадлежностью автомобиля, то ее гарантийные условия предназначены для любого потенциального покупателя (владельца, пользователя) автомобиля, то есть для неопределенного круга потребителей. Ответчик допустил ограничение законных прав и интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно п. 1.1 сервисной книжки любой элемент автомобиля, за исключением перечисленных в п. 2 настоящей гарантии, подлежит бесплатной замене или ремонту любым официальным сервисным центром ДЖИЛИ (GEELY) в течение гарантийного периода, установленного настоящей гарантией на соответствующий элемент автомобиля, при соблюдении условий нормальной эксплуатации и своевременного технического обслуживания и при выявлении в нем дефекта материала или сборки, допущенных до передачи автомобиля марки "GEELY ATLAS" первому покупателю. Формулировку данного пункта "подлежит бесплатной замене или ремонту" истец находит ограничивающей права потребителя по сравнению с положениями п. 6 ст. 5 и п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителя", а формулировку "при выявлении в нем дефекта материала или сборки, допущенных до передачи автомобиля марки "GEELY ATLAS" первому покупателю" ограничивающей права потребителя по сравнению с положениями п. 6 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей". Кроме того, согласно формулировке "дефекта материала или сборки, допущенных до передачи автомобиля марки "GEELY ATLAS" первому покупателю", гарантия не распространяется на недостатки, которые возникли после передачи автомобиля первому покупателю, что также существенно ограничивает права неопределенного круга потребителей.
Согласно п. 1.2.11 сервисной книжки на оригинальные запасные части в составе автомобиля марки "GEELY ATLAS", не перечисленные в п.п. 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5 и 1.2.7 настоящей гарантии, а также на выход из строя деталей, узлов и агрегатов автомобиля марки "GEELY ATLAS" по причине, вызванной нарушениями технологии сборки, предоставляется гарантия в пределах 48 месяцев или 100 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит ранее). Данный пункт истец рассматривает как ограничение гарантии лишь дефектами сборки, вызванными нарушением технологии сборки, т.е. в том случае, когда детали выполнены из дефектного материала, гарантия на них не распространяется. Также истец полагает незаконным условие о том, что запасные части и материалы, замененные в процессе гарантийного ремонта, переходят в собственность дистрибьютора, а также условие об исключении из гарантии таких компонентов как моторное масло, трансмиссионное масло, жидкость гидропривода тормозов и сцепления, консистентной смазки, охлаждающей жидкости, электролит, жидкости для омывателей стекол и фар, топлива. Также истец полагает ущемляющим права потребителей пункт о том, что для обслуживания и ремонта необходимо обращаться только в официальный сервисный центр ДЖИЛИ (GEELY). В разделе 5 "Определение неисправности" указано: "неисправностью считается отклонение реальных характеристик той или иной детали от величин, установленных компанией Джили (GEELY), или любой другой недостаток, не позволяющий использовать автомобиль по назначению", данная формулировка, по мнению истца, существенно ограничивает права потребителя по сравнению с условиями для обращения с требованием в связи с проявлением неоговоренного продавцом недостатка товара, установленного законом.
Также, по мнению истца, пунктом 6.1 сервисной книжки ограничено право потребителя при обнаружении признака неисправности обратиться в любой сервисный центр "Джили", а также право на осуществление гарантийного ремонта лишь при условии предоставления сервисной книжки и неких не названных документов, "обосновывающих предъявляемые требования". Пунктом 6.2 на потребителя возложена обязанность доставить автомобиль в официальный сервисный центр "Джили", а также ограничена обязанность предпринимателя компенсировать потребителю его расходы на эвакуацию автомобиля к месту ремонта на эвакуаторе. Также пунктом 6.2 сервисной книжки ограничено право потребителя требовать возмещения расходов по эвакуации автомобиля лишь от официального сервисного центра "Джили". Пунктом 1.2.6 сервисной книжки ограничен способ безвозмездного устранения недостатков лакокрасочного или окрасочного покрытия во время основной гарантии лишь восстановительным ремонтом. Также истец находит незаконным содержащееся в п. 1.2.8 сервисной книжки условие гарантийного ремонта лакокрасочного или окрасочного покрытия кузова автомобиля проведением инспекционных осмотров кузова автомобиля.
Также незаконно, по мнению истца, содержащееся в п. 1.2.8 сервисной книжки условие гарантийного ремонта лакокрасочного или окрасочного покрытия кузова автомобиля проведением инспекционных осмотров кузова автомобиля, содержащееся в п. 2.2 сервисной книжки условие об исключении из основной гарантии диагностических и регулировочных работ, содержащееся в п. 2.11 сервисной книжки ограничение компенсации расходов, связанных с невозможностью использовать неисправный автомобиль, потерей времени, расходов на топливо, телефонную связь, транспортных расходов, потерей доходов и других коммерческих потерь, содержащееся в п. 2.12 сервисной книжки условие об исключении из основной гарантии незначительной конденсации влаги на внутренней поверхности световых приборов, содержащееся в п. 2.16 сервисной книжки условие об ограничении ответственности за вред, который могут причинить указанные в п. 2.17 детали автомобиля, а также детали, на которые закончился срок гарантии. Далее истец указывал, что п. 8 сервисной книжки на автомобиль установлен срок службы, тем самым, как полагает истец, изготовитель и ответчик признали, что автомобиль "GEELY ATLAS" и его комплектующие могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред имуществу или окружающей среде, в связи с чем ответчику надлежит запретить реализацию автомобилей и изъять из оборота уже проданные автомобили до устранения причин вреда. По мнению истца, незаконным является п. 3.2 сервисной книжки, которым установлен отказ в проведении гарантийного ремонта по причине невыполнения, ненадлежащего выполнения или несвоевременного выполнения планового технического обслуживания. Также незаконными являются указанные в пп. 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.11, 4.4, 4.5, 4.6 сервисной книжки ограничения гарантии на отдельные детали автомобиля, незаконно ограничение основной гарантии изготовителя пробегом в километрах.
Все автомобили марки "GEELY ATLAS" после окончания срока службы должны быть отозваны после окончания срока службы, поскольку никакого регулярного технического осмотра автомобиля после достижения им пробега 150000 км изготовитель не предполагает. Также истец считает незаконным установление отдельных гарантийный сроков на детали автомобиля.
На основании вышеизложенного истец просил:
-признать незаконным ограничение основной гарантии на автомобили GEELY Atlas, выпускаемые на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС", условиями, не связанными с наличием недостатка - предоставлением сервисной книжки; предоставлением неких не названных "документов, обосновывающих предъявляемые требования"; доставкой автомобиля в сервисный центр Джили (GEELY) силами и за счет потребителя;
-признать незаконным ограничение основной гарантии на лакокрасочное или окрасочное покрытия кузова автомобилей GEELY Atlas, выпускаемых на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС", условиями, не связанным с наличием недостатка - проведением инспекционных осмотров кузова автомобиля;
-признать незаконным ограничение основной гарантии на автомобили GEELY Atlas, выпускаемые на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС" с производственными дефектами материалов и сборки;
-признать незаконным ограничение основной гарантии на автомобили GEELY Atlas, выпускаемые на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС" с недостатками, возникшими только до продажи автомобиля первому покупателю;
-признать незаконным условие основной гарантии на автомобили GEELY Atlas, выпускаемые на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС", согласно которому запасные части и материалы, замененные в процессе гарантийного ремонта, переходят в собственность ООО "ДЖИЛИ МОТОРС";
-признать незаконным исключение из основной гарантии на автомобили GEELY Atlas, выпускаемые на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС", следующих компонентов автомобиля: моторное масло, трансмиссионное масло, жидкость гидропривода тормозов и сцепления, консистентная смазка, охлаждающая жидкость, электролит, жидкость для омывателей стекол и фар, топливо, если они были залиты в автомобиль изготовителем или уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем;
-признать незаконным требование основной гарантии на автомобили GEELY Atlas, выпускаемые на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС", о необходимости автомобилям проходить периодическое техническое обслуживание исключительно в "официальных сервисных центрах ДЖИЛИ (GEELY)";
-признать незаконным требование основной гарантии на автомобили GEELY Atlas, выпускаемые на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС", о необходимости в случае обнаружения в течение основного гарантийного срока не оговоренного продавцом недостатка, "доставки автомобиля к месту ремонта своим ходом", поскольку это расходует пробег автомобиля, а с ним срок службы; гарантийный срок и срок службы;
-признать незаконным ограничение основной гарантии на автомобили GEELY Atlas, выпускаемые на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС", лишь восстановительным ремонтом без замены подверженных коррозии металлических деталей кузова;
-признать незаконным исключение из основной гарантии автомобилей GEELY Atlas, выпускаемых на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ МОТОР", диагностических и регулировочных работ;
-признать незаконным исключение из основной гарантии на автомобили GEELY Atlas, выпускаемые на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ МОТОРС" незначительной конденсации влаги на внутренней поверхности световых приборов;
-признать незаконным ограничение ответственности за вред, который могут причинить детали автомобиля без гарантии и детали автомобиля, на которые закончился срок гарантии в период действия основной гарантии автомобилей GEELY Atlas, выпускаемых на рынок Российской Федерации ООО "Джили-моторс";
-признать незаконным установление в основной гарантии на автомобили GEELY Atlas, выпускаемые на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС", ограниченных сроков гарантии на отдельные детали автомобиля Сервисной книжкой, установив, что если иное не предусмотрено письменным договором с потребителем, гарантийные сроки на все без исключения комплектующие изделия и составные части автомобилей GEELY Atlas, считаются равными гарантийному сроку на основное изделие;
-признать незаконным установление в основной гарантии на автомобили GEELY Atlas, выпускаемые на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС", ограничения по пробегу;
-признать незаконным распространение основной гарантии на автомобили GEELY Atlas, выпускаемые на рынок Российской Федерации ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС", лишь неисправностями в понимании определения, данного Сервисной книжкой;
-обязать ООО "ДЖИЛИ МОТОРС" в тех случаях, когда продавец (изготовитель уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) не исполнил свою обязанность доставить автомобиль GEELY Atlas для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю, и тот был вынужден организовать такую доставку "своим ходом", по требованию потребителя продлевать срок основного гарантийного обязательства и срок службы автомобиля на его пробег от потребителя до места ремонта, уценки, замены и обратно к потребителю;
-обязать ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС" довести до сведения всех потребителей автомобилей GEELY ATLAS, на которые предоставлена основная гарантия изготовителя, их право: заявлять установленные п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования в связи с обнаружением в течение основного гарантийного срока недостатков, определение которых дано в преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей", а не только в связи с обнаружением неисправностей в том понимании, которое дается в Сервисной книжке на автомобиль; заявлять установленные п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования в связи с обнаружением в течение основного гарантийного срока не только производственного, но любого недостатка, в отношении которого продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) не доказал, что он возник после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы: заявлять установленные п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования в связи с обнаружением в течение основного гарантийного срока недостатка, который возник в связи с действиями (бездействием) уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя; При обнаружении в течение основного гарантийного срока не оговоренного продавцом недостатка автомобиля GEELY ATLAS обращаться по выбору потребителя либо к продавцу автомобиля, либо к ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС" как уполномоченной изготовителем организации; при обнаружении не оговоренного продавцом недостатка автомобиля обращаться не только с требованием о безвозмездном его устранении, но по выбору потребителя и с другими требованиями, предусмотренными п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей"; требовать доставки автомобиля для ремонта, уценки, замены и (или) возврата их потребителю силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или
уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), а в случае неисполнения тем данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения реализовать своё право доставить и (или) вернуть автомобиль силами и за счет потребителя; -требовать от продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) возмещения потребителю расходов, связанных с доставкой и (или) возвратом автомобиля, включая продление гарантийного пробега и срока службы автомобиля на пробег автомобиля от потребителя для ремонта, уценки, замены и (или) возврата потребителю; требовать от продавца (изготовителя, уполномоченной организации уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) возмещения потребителю любых убытков, вызванных не оговоренным продавцом недостатком автомобиля GEELY ATLAS, включая (но не ограничиваясь) расходов, связанных с невозможностью использовать неисправный автомобиль, потерей времени, расходов на топливо, телефонную связь, транспортные расходы, потерю доходов и других убытков; В случае нарушения продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) установленного ст. 22 Закона РФ "О защите прав потребителей" десятидневного срока для возмещения потребителю расходов по доставке автомобиля для ремонта, уценки, замены и (или) возврата как в денежной форме, так и в виде увеличения гарантийного пробега (срока службы) автомобиля, требовать уплату предусмотренной ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" законной штрафной неустойки в размере 1% от цены автомобиля за каждый день просрочки, без ограничения ценоы автомобиля; B случае нарушения продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) установленного ст. 22 Закона РФ "О защите прав потребителей"
десятидневного срока для возмещения убытков, включая расходы, связанные с невозможностью использовать неисправный автомобиль, потерей времени, расходы на топливо, телефонную связь, транспортные расходы, потерю доходов, требовать уплату предусмотренной ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" законной штрафной неустойки в размере 1% от цены автомобиля за каждый день просрочки без ограничения цены автомобиля; В случае нарушения установленных Законом РФ "О защите прав потребителей" сроков удовлетворения законных требований потребителя требовать уплаты установленной ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" штрафной неустойки помимо полного возмещения убытков в силу п. 2 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей"; Если в результате недостатка, за который не отвечает потребитель, любая деталь автомобиля GEELY ATLAS причинит вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде потребитель вправе требовать полного возмещения такого вреда вне зависимости от того, распространяется ли гарантия, изготовителя на нее, такой вред должен быть возмещен в течение 10 дней с даты предъявления требования потребителя; за просрочку возмещения вреда потребитель дополнительно вправе требовать законную штрафную неустойку в размере согласно ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" без ограничения ценой автомобиля: Проводить плановое техническое обслуживание как в уполномоченных ООО "ДЖИЛИ МОТОРС" специализированных сервисных центрах или GELLY, так и в не имеющих таких полномочий; В отношении недостатков, которые проявились в течение гарантийного срока, потребителю может быть отказано в удовлетворении его требований, предусмотренных в п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", не по причине непроведения или несвоевременного проведения планового технического обслуживания, а в случае, если такое непроведение или задержка в проведении стали причиной этого недостатка; обязанность доказывания этих обстоятельств лежит на продавце (изготовителе), уполномоченной
организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере; Если недостаток стал следствием ненадлежащего проведения технического обслуживания или ремонта автомобиля в уполномоченном специализированном сервисном центре ДЖИЛИ (GEELY) и проявился в течение гарантийного срока, проявление такого недостатка дает потребителю все права, предусмотренные п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", и он их вправе предъявлять по его выбору к продавцу, такой сервисной организации, изготовителю (импортеру); если же недостаток является следствием ненадлежащего проведения технического обслуживания или ремонта автомобиля в неуполномоченном сервисном центре, даже если он проявился в течение гарантийного срока, проявление такого недостатка не даёт потребителю никаких прав, предусмотренных п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей", и свои претензии он вправе предъявлять только тому неуполномоченному сервисному центру, который стал причиной этого недостатка; обязанность доказывания указанных обстоятельств лежит на продавце (изготовителе), уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере: В случае причинения убытков от незаконных условий гарантии на автомобили GEELY ATLAS, требовать от продавца автомобиля или ООО "Джили-МОТОРС" добровольного возмещения таких убытков не позднее 10 дней с даты получения соответствующего требования, а в случае просрочки этого срока - дополнительно требовать выплаты неустойки в размере, предусмотренном ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей", при этом под такими убытками понимаются (включая, но не ограничиваясь): расходы по устранению за счет потребителя проявившихся в течение гарантийного срока автомобиля недостатков, в отношении которых официальный сервисный центр Джили (GEELY) отказал в их устранении по гарантии, не доказал заключением независимой экспертизы, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или
транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы; расходы по доставке автомобиля для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю в связи с проявлением в течение гарантийного срока на автомобиль недостатков, которые были устранены официальным сервисным центром Джили (GEELY) безвозмездно для потребителя; расходы по устранению за счет потребителя проявившихся в течение гарантийного срока на автомобиль недостатков его комплектующих изделий и составных частей, в безвозмездном устраненении которых потребителю отказано официальным сервисным центром Джили (GEELY) со ссылкой на отсутствие гарантии или окончание гарантии на них; расходы по устранению за счет потребителя проявившихся в течение гарантийного срока на автомобиль недостатков его комплектующих изделий и составных частей, которые стали следствием ненадлежащего качества, изначально имевшихся в автомобиле или замененных официальным сервисным центром ДЖИЛИ (GEELY) моторного масла, трансмиссионного масла, жидкости гидропривода тормозов и сцепления, консистентной смазки, охлаждающей жидкости, электролита, жидкости для омывателей стекол и фар или других комплектующих изделий и составных частей автомобиля как основной товар;
-запретить ответчику реализацию автомобилей GEELY ATLAS на территории Российской Федерации и обязать из оборота и отозвать от потребителей уже проданные автомобили до устранения причин вреда, который по признанию п.2.16 Гарантии изготовителя тот может причинить;
-запретить ответчику реализацию автомобилей GEELY ATLAS на территории Российской Федерации до тех пор, пока в сопроводительную документацию не будут добавлены специальные правила безопасного использования таких автомобилей, хранения, транспортировки и утилизации в части тех деталей, на которые гарантия изготовителя не распространяется или закончилась;
-обязать ООО "ДЖИЛИ МОТОРС" разработать и довести до сведения потребителей автомобилей GEELY ATLAS посредством публикации в Российском агентстве новостей потребительского рынка "РОСПОТРЕБИНФОРМ" (https://rospotrchinform ru) и в Интернет издании "За рулем" (www.zr.ru) не позднее 30 дней с даты вступления в силу решения суда правила эксплуатации, хранения транспортировки автомобилей GEELY ATLAS после окончания срока их службы, а если это не произойдет в течение 30 дней, с даты вступления в силу решения суда отозвать все такие автомобили от потребителей и возместить им убытки, причиненные отзывом, в размере 1/5 от цены, которую они заплатили за автомобиль;
-возложить на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) обязанность проконтролировать исполнение решения суда в части разработки действенных, научно и методически обоснованных правил эксплуатации, хранения и транспортировки автомобилей GEELY ATLAS, исключающих причинение им вреда третьим лицам, а если ответчик не устранит причины вреда и не доведет до потребителей правила, исключающие его причинение, - принять меры по отзыву автомобилей GEELY ATLAS с внутреннего рынка и (или) от потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей");
-установить судебную неустойку на случай: неисполнения ООО "ДЖИЛИ МОТОРС" требования о публикации решения суда в размере сумма за каждый день просрочки; не исполнения требования в отношении правил эксплуатации, хранения и транспортировки автомобилей GEELY ATLAS после окончания срока их службы - в размере сумма за каждый день просрочки: неисполнения решения суда о запрете реализации автомобилей, в сопроводительной документации которых не указаны специальные правила безопасного использования таких автомобилей, их хранения, транспортировки и утилизации в части тех деталей, на которые гарантия изготовителя не распространяется или закончилась - в размере сумма за каждый проданный такой автомобиль: неисполнения требования об отзыве автомобилей - в размере сумма за каждый неотозванный автомобиль;
-обязать ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС" опубликовать решение суда в Российском агентстве новостей потребительского "РОСПОТРЕБИНФОРМ" (https://rospotrebinform.ru) и в Интернет издании "За рулем" (www.ru) в течение 10 дней с даты его публикации;
- в случае, если ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС" не опубликует решение суда в указанных судом средствах массовой информации, разрешить истцу осуществить такую публикацию с возложением понесенных расходов на ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС" в ходе исполнения решения суда через Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации.
Также Орехов С.А, Орехова Д.В. и Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей "Триумф" обратилась в суд с тремя самостоятельными исками к ООО "Обухов Автоцентр", ООО "Джили-Моторс" о признании незаконным отказа в принятии требования о безвозмездном устранении недостатка, обязании принять автомобиль и устранить недостатки, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, убытков, обязании предоставления информации, обязании предоставления возможности проверки хода и качества оказания услуг по устранению недостатков, о признании незаконным установления в основной гарантии на автомобиль ограниченных сроков гарантии на отдельные детали, признании незаконным установление в основной гарантии на автомобиль ограничения по пробегу, обязании предоставить информацию.
Определением суда от 09 июня 2022 года гражданские дела по искам Орехова С.А, Ореховой Д.В, Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Триумф" к ООО "Обухов Автоцентр", ООО "Джили-Моторс" о признании незаконным отказа в принятии требования о безвозмездном устранении недостатка, обязании принять автомобиль и устранить недостатки, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, убытков, обязании предоставления информации, обязании предоставления возможности проверки хода и качества оказания услуг по устранению недостатков, о признании незаконным установления в основной гарантии на автомобиль ограниченных сроков гарантии на отдельные детали, признании незаконным установление в основной гарантии на автомобиль ограничения по пробегу, обязании предоставить информацию были объединены в одно производство.
Определением суда от 22 июня 2022 года вышеуказанные исковые требования Орехова С.А, Ореховой Д.В. и Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Триумф" оставлены без рассмотрения по существу.
Председатель Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Триумф" - Орехов С.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО "ДЖИЛИ Моторс" по доверенности Маркова А.И. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.
Представитель ООО "ОБУХОВ АВТОЦЕНТР" по доверенности Манукян Н.М. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.
Суд постановилизложенное выше решение, об отмене которого просит представитель истца Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Триумф" по доводам апелляционной жалобы.
Председатель Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Триумф" - Орехов С.А. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика ООО "ДЖИЛИ Моторс" по доверенности Ахметжанов К.Т. в заседание судебной коллегии явился, против доводов апелляционной жалобы возражал.
Представитель ООО "ОБУХОВ АВТОЦЕНТР" по доверенности Манукян Н.М. в заседание судебной коллегии явилась, против доводов апелляционной жалобы возражала.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Орехова С.А, представителя ответчика ООО "ДЖИЛИ Моторс" по доверенности Ахметжанова К.Т, представителя ООО "ОБУХОВ АВТОЦЕНТР" по доверенности Манукян Н.М, обсудив доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, фактическими обстоятельствами дела.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 18 января 2019 года между продавцом ООО "Обухов Автоцентр" и покупателем Ореховой Д.В. заключен договор купли-продажи автомобиля Geely Atlas, АКПП 2, 4 4WD, LUXURY, цвет базальтово-серый, салон - кожаная обивка сидений (Std), год изготовления ТС 2018.
Согласно п. 1.3 данного договора одновременно с передачей автомобиля продавец обязуется передать покупателю следующие принадлежности автомобиля и относящиеся к нему документы, а именно: паспорт транспортного средства, сервисная и гарантийная книжка на русском языке, руководство по эксплуатации автомобиля на русском языке, комплект ключей зажигания в количестве, соответствующем комплектации автомобиля.
Согласно п. 1.3 договора подписанием (заключением) договора покупатель подтверждает, что он приобретает автомобиль, который он намерен приобрести, ему предоставлена вся информация, в том числе на информационных/выставочных носителях в автосалоне об автомобиле в объеме, которым обладает сам продавец, покупатель ознакомлен с демонстрационным автомобилем и его описанием, полностью согласен с техническими и эксплуатационными характеристиками приобретаемого автомобиля, цветом кузова автомобиля, комплектацией и конструктивными особенностями автомобиля. Покупатель подтверждает и соглашается с тем, что приобретаемый автомобиль выбран, индивидуально определен, сконфигурован и заказан покупателем, в т.ч. для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п. 5.1.6 данного договора покупатель принял на себя в рамках договора обязательство предоставлять автомобиль для проведения/осуществления планового (регламентного) технического обслуживания, в сроки и при пробеге автомобиля, указанные в сервисной и гарантийной книжке, а также для проведения/осуществления гарантийного ремонта автомобиля на станциях технического обслуживания Geely, а также строго соблюдать правила эксплуатации автомобиля согласно Руководства по эксплуатации автомобиля.
24 января 2019 года между ООО "Обухов Автоцентр" и Ореховой Д.В. подписан акт приема-передачи автомобиля к договору купли-продажи N 190lv44 автомобиля Geely Atlas, АКПП 2, 4 4WD, LUXURY, цвет базальтово-серый, салон кожаная обивка сидений (Std), год изготовления ТС 2018.
Согласно содержанию данного акта приема-передачи продавец передал, а покупатель принят транспортное средство в соответствии с условиями и обязательствами договора купли-продажи автомобиля, одновременно с автомобилем продавец передал, а покупатель принял паспорт транспортного средства, сервисную и гарантийную книжку на русском языке, руководство по эксплуатации автомобиля на русском языке. Указанные документы принимаются покупателем полностью и без замечаний. Покупателю предоставлена полная и надлежащая информация об автомобиле, его потребительских свойствах, особенностях эксплуатации, правилах гарантийного и технического обслуживания.
В феврале 2022 года в МОО ОЗПП "Триумф" поступило обращение члена МОО ОЗПП "Триумф" Ореховой Д.В. с просьбой принять установленные законом меры для защиты ее прав как потребителя, а также прав других потребителей автомобилей GEELY ATLAS, поставленных на российский рынок официальным дистрибьютором автомобилей марки GEELY - ООО "ДЖИЛИ-МОТОРС".
Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей "Триумф" ОГРН 11400000289 зарегистрирована 25 апреля 2011 года, председателем является Орехов С.А.
Орехов С.А, Орехова Д.В. являются членами центрального правления Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Триумф".
Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей "Триумф" является основанным на членстве добровольным самоуправляемым общественным объединением, созданным по инициативе и на основе совместной деятельности граждан для защиты общности их интересов, для реализации общих целей, определенных настоящим Уставом (п. 1.1 Устава МОО ОЗПП "Триумф").
Целью МОО ОЗПП "Триумф" является содействие защите прав потребителей, как отдельных физических лиц, так и неопределенного круга лиц, на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение своевременной, достоверной информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защита их интересов (п. 2.1 Устава МОО ОЗПП "Триумф").
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено объяснениями сторон в судебном заседании, МОО ОЗПП "Триумф" в интересах Орехова С.А. и Ореховой Д.В. подано неоднократное количество исков к ООО "Джили-Моторс" и ООО "Обухов Автоцентр" в суды г. Москвы, где требования сводятся к оспариванию условий, содержащихся в сервисной книжке на автомобиль Geely Atlas, АКПП 2, 4 4WD, LUXURY, цвет базальтово-серый, салон кожаная обивка сидений (Std), год изготовления ТС 2018.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, при этом исходил из того, что заявленные исковые требования фактически сводятся к оспариванию условий договора - сервисной и гарантийной книжки в отношении транспортного средства Geely Atlas, АКПП 2, 4 4WD, LUXURY, цвет базальтово-серый, салон кожаная обивка сидений (Std), год изготовления ТС 2018, находящегося во владении и пользовании Ореховой Д.В. и Орехова С.А, являющихся членами центрального правления Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Триумф".
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что законодательство о защите прав потребителей защищает не только конкретного потребителя, но и группу потребителей, а также неопределенный круг потребителей, т.е. права всех тех, кто заключил договор с конкретным продавцом или исполнителем или намеревается заключить такой договор, права реальных или потенциальных пользователей товаров, работ, услуг. Всех этих потребителей объединяют однородные интересы, которые нуждаются в защите. С исками в защиту неопределенного круга потребителей вправе обращаться Роспотребнадзор и его территориальные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей. На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор также может обратиться в суд с таким иском. Однако инициатива таких исков может и нередко исходит от самих потребителей, которые в своих жалобах обращают внимание государственных, муниципальных органов и общественных организаций на имеющие место массовые нарушения. Между тем, Межрегиональной общественной организацией Общество защиты прав потребителей "Триумф" в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено относимых и допустимых доказательств того, что настоящие исковые требования заявлены в отношении неопределенного круга лиц, поскольку, как следует из содержания искового заявления, требования фактически сводятся к оспариванию условий договора - сервисной и гарантийной книжки в отношении конкретного транспортного средства, собственниками которого являются члены центрального правления Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Триумф" Орехов С.А. и Орехова Д.В, в связи с чем право на подачу такого иска в силу ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Триумф" не предоставлено.
Вопреки требованиями ч.2 ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей" в рамках настоящего дела МОО ОЗПП "Триумф" не обращалась в орган власти, уполномоченный Правительством РФ, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в соответствующей области. Допустимых доказательств того, что обращение в суд подано в интересах неопределенного круга лиц, что действиями ответчика создаются препятствия к осуществлению прав неопределенного круга лиц или нарушаются права неопределенного круга лиц, истцом суду не предоставлено.
Выводы решения сделаны на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права, судебная коллегия с ними согласна.
Проверив дело с учетом требований ч.1 ст.327 1 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Не согласившись с решением суда, представитель истца в апелляционной жалобе ссылается на то, что суд неверно применил нормы материального и процессуального права. Между тем судебная коллегия не находит оснований, установленных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы в основном выражают несогласие с оценкой представленных доказательств, однако несогласие истца с оценкой суда основанием для отмены судебного постановления не является, допустимых доказательств в подтверждение своих доводов в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено, а судом не добыто.
Кроме того, право оценки доказательств принадлежит суду, разрешающему спор по существу. Правила оценки доказательств при разрешении исковых требований судом первой инстанции нарушены не были.
Таким образом, учитывая, что все юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, им дана правовая оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам по делу, то оснований к отмене судебного решения судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик обязан безвозмездно устранить недостаток навигационной системы автомобиля в виде необновления навигационных карт, является несостоятельным, поэтому отмену решения не влечет. Пунктом 1 сервисной книжки отражены условия действия гарантии на автомобиль, а также ограничения срока гарантии на отдельные детали автомобиля. Согласно п.1.2.5 сервисной книжки автомобиля на мультимедийные устройства и аудиоаппаратуру устанавливается гарантия с момента продажи первому покупателю в пределах 36 месяцев или 60000 км пробега (в зависимости от того, что наступит ранее). Согласно материалам дела на март 2021 года пробег автомобиля истца превысил 60000 км, следовательно, гарантийный срок на мультимедийные устройства и аудиоаппаратуру автомобиля, установленный изготовителем, истек. Кроме того, на автомобиле были установлены актуальные карты навигации.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению правовой позиции истца, выраженной при обращении в суд первой инстанции, получившей надлежащую оценку суда, содержат ссылки на обстоятельства, не имеющие правового значения для разрешения заявленных требований с учетом установленных при разрешении спора обстоятельств, направлены к оспариванию выводов суда, но не опровергают их, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, оставленных без внимания судом первой инстанции и имеющих правовое значение для правильного разрешения заявленных требований, а потому не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 01 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей "Триумф" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.