Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Дементьевой Е.И, судей Васильевой Е.В, Раскатовой Н.Н, при помощнике Азаровой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н. дело по апелляционной жалобе истца Вышегородцевой А.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 августа 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Вышегородцевой... к ТСЖ "Сивцев Вражек 14" об обязании совершить действия - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к ответчику ТСЖ "Сивцев Вражек 14" об обязании совершить действия, а именно - исключить из платежного документа для внесения платы за ЖКУ за жилое помещение по адресу: адрес и машиноместо N 11 по адресу:
адрес, пом. 1, комн. 37 строку оплата за услугу "Обращение с ТКО", за период "январь 2022 г."; прекратить начисление платы за услугу "Обращение с ТКО" за квартиру и машиноместо по названному выше адресу, начиная с расчетного периода "февраль 2022 г.".
Требования мотивированы тем, что фио является собственником квартиры N 8 и машиноместа N 11 по вышеуказанному адресу. Управление многоквартирным домом по адресу: адрес осуществляет ТСЖ "Сивцев Вражек 14". 22.11.2021 г. между ТСЖ и региональным оператором ГУП "Экотехпром" заключен договор N 1-1-1098 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор принял на себя обязательство принимать твердые коммунальные отходы, образуемые в указанном многоквартирном доме, и обеспечивать их транспортировку, обработку, утилизацию, захоронение в согласованном сторонами объеме. С января 2022 года ответчик стал выставлять истцу платежные документы для внесения платы за ЖКУ с указанием строки "Обращение с ТКО" в объеме 0, 54 м3 на общую стоимость сумма за квартиру и в объеме 0, 06 м3 на общую стоимость сумма за машиноместо. Поскольку фио постоянно проживает по иному адресу, объектами недвижимости по адресу: адрес не пользуется, постольку указанный в платежных документах объем мусора не образует. 17.12.2021 г. истец направила в адрес ТСЖ заявление с просьбой не выставлять оплату за услугу по вывозу мусора. Письмом от 24.01.2022 г. ответчик отказал Вышегородцевой А.А. в ее просьбе со ссылкой на отсутствие законных оснований. По мнению истца, начисление оплаты за услугу "Обращение с ТКО" на указанные объекты собственности, которыми она фактически не пользуется, является незаконным, нарушает ее права.
Истец в судебное заседание не явилась, извещалась.
Представитель истца по доверенности фио в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явился, иск не признал, просил в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо - ГБУ МФЦ г. Москвы представителя в суд не направило, извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляло.
При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судебного акта.
Стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, находит решение подлежащим оставлению без изменения, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно абз. 9 п. 2 Правил коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (абз. 15 п. 2 Правил).
Как следует из материалов дела, фио является собственником квартиры N 8 по адресу: адрес, и машиноместа N 1, расположенного по тому же адресу, подвал, пом. 1, комн. 37.
Управление многоквартирным домом по адресу: адрес, д. 14 осуществляет ТСЖ "Сивцев Вражек 14".
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, марка автомобиля, бытовой марка автомобиля в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с п. 148 (1) Правил, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Вместе с тем данное положение настоящего пункта не распространяется на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места.
Согласно пп. "б" п. 148 (4) Правил, условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив. При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме, являющемуся или не являющемуся его членом, в заключении договора о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги
На основании п. 148 (7) Правил, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. "б" п. 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
С 01.01.2019 г, согласно Федеральному закону от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" все потребители (собственники коммунальных отходов) обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
22.11.2021 г. между ТСЖ "Сивцев Вражек 14" (потребитель) и региональным оператором ГУП "Экотехпром" (региональный оператор) заключен договор N 1-1-1098 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор принял на себя обязательство принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и месте, которые определены настоящим договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В Приложении N 1 к договору указаны адрес места накопления твердых коммунальных отходов - адрес, категория образователя ТКО - жилые помещения в многоквартирных домах, помещениях в иных жилых домах.
В период с 04.12.2021 г. по 14.12.2021 г. (с учетом пп. "б" п. 148 (4) Правил) в форме заочного голосования проводилось годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес (протокол N 18 от 15.12.2021 г.).
Согласно повестки дня общего собрания собственников помещений, в качестве вопроса N 2 на обсуждение предложено заключение собственниками помещений в порядке, установленном ЖК РФ, прямых договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с момента начала осуществления деятельности региональным оператором. Решение по данному вопросу не принято.
В силу пункта 148 (1) Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Под конклюдентными действиями, понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).
Соответственно, при избрании собственниками помещений многоквартирного дома способа управления домом управляющей организацией и отсутствии соответствующих решений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно региональному оператору обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги возложена на управляющую организацию.
В обоснование заявленных требований фио ссылалась на то, что с января 2022 года ответчик стал выставлять ей платежный документ для внесения платы за ЖКУ с указанием строки "Обращение с ТКО" в объеме 0, 54 м3 на общую стоимость сумма за квартиру и в объеме 0, 06 м3 на общую стоимость сумма за машиноместо.
Как следует из материалов дела, 17.12.2021 г. истец направила заявление в адрес ТСЖ, в ответ на которое письмом от 24.01.2022 г. Товарищество в удовлетворении заявления истца отказало, мотивируя тем, что поскольку начисление за услугу "Обращение ТКО" производится на единицу площади помещения и не зависит от количества проживающих/зарегистрированных по месту жительства в помещении граждан, перерасчет при временном или постоянном не проживании собственников или иных лиц в квартире не производится, порядок перерасчета для такого случая законодательством не установлен.
Как следует из справки N 4 от 21.02.2022 г, выданной НП собственников земельных адрес, фио постоянно с 2005 года проживает по адресу: адрес, Николина фио, пос. ЗАО "ПО МНТД", д. 12, где своевременно и полностью оплачивает коммунальные услуги, в том числе вывоз ТКО.
28.02.2022 г. фио направила в ТСЖ заявление с просьбой не выставлять ей счета за вывоз ТКО в связи с тем, что она не проживает по адресу:
адрес, а равно не образует мусор, который необходимо утилизировать, просила учесть, что постоянно проживает по иному адресу, где оплачивает данную услугу.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из нормативов накопления ТКО, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от 29.09.2021 г. N 01-01-14-194/21 были внесены изменения в Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от 27.11.2019 г. N 01-01-14-513/19 "Об утверждении нормативов накопления ТКО", согласно которому с 01.01.2022 г. для домовладений среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов, образующихся на территории г. Москвы, утвержден исходя из общей площади жилого помещения в размере 0, 104 м3.
Таким образом, поскольку плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в г. Москве начисляется собственникам исходя из площади жилого помещения (кв.м), то непроживание в жилом помещении, как временное, так и постоянное, не освобождает от обязанности нести расходы за оказываемые услуги по обращению с ТКО.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст.ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 39, 154, 157, 158 Жилищного кодекса РФ, " Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что в соответствии с "Правилами", в случае временного отсутствия собственников в принадлежащем им жилом помещении, перерасчет может быть произведен только за те коммунальные услуги, которые рассчитываются исходя из нормативов потребления (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), при этом не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на отопление и на общедомовые нужды, принимая во внимание, что в действиях ответчика не допущено нарушений прав истца, суд пришел к верному выводу, что правовые основания для исключения из платежного документа для внесения платы за ЖКУ за жилое помещение по адресу: адрес и машиноместо N 11 по адресу: адрес, пом. 1, комн. 37 за период "январь 2022 г." строки - услуга "Обращение с ТКО" и прекращения начисления платы за услугу "Обращение с ТКО" за квартиру и машиноместо по названному выше адресу, начиная с расчетного периода "февраль 2022 г." отсутствуют.
Разрешая исковые требования по существу, суд правомерно применил к данным правоотношениям положения указанных выше правовых норм и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку ответчиком надлежащим образом выполняется услуга по вывозу ТБО; вывоз мусора осуществляется по согласованному расписанию; доказательств иного не представлено; истец на праве собственности владеет указанными объектами недвижимости по данному адресу, соответственно обязан нести расходы по спорной услуге, которая начисляется собственникам, исходя из площади жилого помещения, что не противоречит закону.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и представленным доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, в связи с чем, оснований для отмены законного и обоснованного решения по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы жалобы о том, что судом не оценен тот факт, что оплата вывоза мусора должна рассчитываться исходя из количества выброшенного мусора, отсутствие зарегистрированного лица по адресу, означает отсутствие процесса потребления им по данному адресу образования отходов, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства, так как в городе Москве утвержден расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, а не исходя из количества постоянно или временно проживающих лиц.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В своей совокупности доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Вышегородцевой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.