Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В., и судей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В., при ведении протокола секретарем Джемгировым М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Смышляева ... на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Смышляев М.Е. обратился в суд с иском к Филиалу "Московский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, в котором просил признать за ним право на получение жилищной субсидии, без учета ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу:... обязать начальника филиала "Московский" ФЕАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ отменить решение от 19 марта 2021 года N102/304/ФМ, обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, начальника филиала "Московский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации при определении размера подлежащей выплате Смышляеву М.Е. жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения не учитывать ранее предоставленное жилое помещение.
В обоснование исковых требований Смышляев М.Е. ссылался на то, что проходил военную службу по контракту в Министерстве обороны РФ и во исполнение решения Московского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2017 года Департаментом жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации был принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания. Впоследствии решением начальника филиала "Московский" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ от 19 марта 2021 года N 102/304/ФМ внесены изменения в учетные данные истца в части, касающейся расчетной нормы общей площади жилого помещения для предоставления жилищной субсидии в сторону ее уменьшения, с зачетом служебной площади 16, 3 кв.м, размер жилищной субсидии составил 37, 7 кв.м, что противоречит действующему законодательству, в связи с чем просил признать за ним право на получение жилищной субсидии, без учета ранее предоставленного жилого помещения.
Представитель истца по доверенности Смирнов М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал; представители ответчиков в суде не явились, представили отзыв на иск, в котором против удовлетворения исковых требований возражал, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом постановлено решение, в апелляционной жалобе представитель истца по доверенности Смирнов М.В. выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Смирнова М.В, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, которые о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 названной статьи военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" действительно возлагают на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению военнослужащему жилого помещения только один раз за все время военной службы, а распоряжение им ранее предоставленным жилым помещением само по себе не порождает у такого военнослужащего право на улучшение жилищных условий.
В то же время согласно абзацу 16 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данное право вытекает также из согласующихся с данной нормой положений общего жилищного законодательства и специального законодательства, регулирующего порядок обеспечения военнослужащих жилищной субсидией.
Так, согласно пункту 2 части 1 и части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, площадь ранее предоставленного военнослужащему жилья подлежит учету при предоставлении другого жилого помещения либо расчете размера жилищной субсидии.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Смышляев М.Е. заключил первый контракт до 1 января 1998 года, проходил военную службу в войсковой части 84075, выслуга лет составляет более 20 лет. В личном деле Смышляева М.Е. записаны жена - Лебедева И.Г. (брак заключен 19 мая 2015 года), сын -..,... года рождения, сын от первого брака -..,... года рождения.
В 2003 году в период прохождения военной службы в войсковой части 26267 на состав семьи 3 человека ему представлено служебное жилое помещение по адресу:.., в 2008 году брак со Смышляевой Н.Х. расторгнут.
05 апреля 2011 года Смышляев М.Е. снялся с регистрационного учета по указанному адресу. 03 мая 2011 года ФГ КЭУ "Бабушкинская КЭЧ района" ему выдана справка серии АА N 120153 о сдаче квартиры.
Решением Ступинского городского суда Московской области от 29 ноября 2012 года за Смышляевой Н.Х. и Смышляевым И.М. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу:... по 1/2 Доли за каждым, запись о чем имеется в Едином государственном реестре недвижимости.
Из решения начальника филиала "Московский" от 19 марта 2021 года N 102/3 04/ФМ усматривается, что были рассмотрены документы, представленные Смышляевым М.Е. для подтверждения права предоставления ему и членам семьи жилищной субсидии. При этом установлено, что Смышляев М.Е. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания на основании вышеприведенного судебного решения с 25 августа 2016 года. В настоящее время истец состоит на учете нуждающихся с составом семьи 3 человека: он, жена - Лебедева И.Г, сын - Смышляев В.М, форма обеспечения - жилищная субсидия. Учитывая невозможность сдачи Смышляевым М.Е. ранее предоставленного жилого помещения общей площадью 48, 9 кв. м, расположенного по адресу:.., жилищный орган на основании пунктов 3 и 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила), пришел к выводу, что он подлежит обеспечению жилищной субсидией за вычетом 1/3 доли в указанном жилого помещении (48, 9/3=16, 3 кв.м.), т.е. в размере 37, 7 кв.м, ввиду чего, принято решение внести изменения в учетные данные Смышляева М.Е. в части, касающейся расчетной нормы общей площади жилого помещения 37, 7 кв. м. для предоставления жилищной субсидии.
Кроме того, обстоятельства законности решения начальника филиала "Московский" от 19 марта 2021 года N102/304/ФМ о внесении изменений в учетные данные в части, касающейся расчетной нормы общей площади жилого помещения для предоставления жилищной субсидии, без учета ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу:... были предметом рассмотрения решения Московского городского гарнизонного военного суда от 14.07.2021 г, вступившего в законную силу 07.10.2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Смышляеву М.Е. отказано. Указанное решение и обстоятельства, установленные данным решением, имеют для суда преюдициальное значение в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ.
Ввиду изложенного, указанным решением было подтверждено, что истец реализовал свое право на получение жилого помещение за счет Министерства обороны РФ, лишен возможности сдать жилое помещение общей площадью 48, 9 кв.м, поскольку бывшая жена Смышляева М.Е. и сын оформили право долевой собственности (по ? доли) на предоставленную ранее квартиру, то он подлежит обеспечению субсидией из расчета 37, 7 кв.м. общей площади жилого помещения, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для переоценки выводов принятого судебного акта и признания за истцом и членами его семьи права на обеспечение истца жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения без учета ранее предоставленного жилого помещения.
Согласно абзацу 16 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения, ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании частей 7 и 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Правил, площадь ранее предоставленного военнослужащему жилья подлежит учету при предоставлении другого жилого помещения либо расчете размера жилищной субсидии.
Согласно пунктам 3 и 4 Правил норматив общей площади жилого помещения на семью из 3 и более человек устанавливается в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Норматив общей площади жилого помещения уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение.
Такой вывод вытекает, в том числе и из правовой позиции, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в кассационном определении от 11 марта 2020 г. N 225-КА20-2.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона N76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", Жилищным кодексом РФ, оценил представленные в материалы дела доказательства и обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска о признании права Смышляева М.Е. на получение жилищной субсидии, предоставляемой гражданам, состоящим в Министерстве обороны Российской Федерации на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для приобретения (строительства) жилого помещения, без учета ранее предоставленного жилого помещения.
Отклоняя доводы истца о фактической сдаче им в установленном порядке жилого помещения по адресу:.., что, по его мнению, подтверждается справкой о сдаче указанного жилого помещения от 3 мая 2011 года АА N 120153 и установлено решением Московского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2017 года, суд исходил из того, что само по себе наличие указанной справки не свидетельствует о выполнении Смышляевым М.Е. требования законодательства о сдаче ранее полученного в связи с прохождением военной службы жилья, поскольку как следует из решения Ступинского городского суда Московской области, фактически квартира со всеми вселенными в нее вместе с истцом лицами освобождена и передана жилищным органам для обеспечения других военнослужащих не была, что в дальнейшем привело к утрате военным ведомством такой возможности в связи с приватизацией этого жилого помещения, оставшимися в ней проживать лицами.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, принятое в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда г.Москвы от 13 апреля 2022г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Смышляева М.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.