Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Левшенковой В.А, судей Мищенко О.А, Куприенко С.Г, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костюковой Е.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мищенко О.А.
гражданское дело Щербинского районного суда г. Москвы N 2-0300/2021 по апелляционным жалобам представителя ответчика Управления Росреестра по г. Москве - Панина А.А, представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы - Ухабина А.Ю. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 07 июля 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Лопунова Сергея Вячеславовича - удовлетворить.
Установить границы земельного участка, расположенного под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: г. Москва, адрес, адрес, коттеджный адрес, принадлежащего Лопунову Сергею Вячеславовичу по следующему варианту:
Обозначение
характерных
точек
Координаты, м
Горизонтальное проложение
(длина), м
Дирекционный угол
Х
Y
1
-20427.32
-7481.69
32.91
148 28.0
2
-20455.38
-7464.48
25.88
238 21.4
3
-20468.95
-7486.51
33.02
328 47.7
4
-20440.71
-7503.62
25.69
58 35.5
1
-20427.32
-7481.69
Фактическая площадь 850 кв.м.
Признать право собственности Лопунова Сергея Вячеславовича на земельный участок, расположенный под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: г. Москва, адрес, адрес, коттеджный адрес, в границах со следующими координатами:
Обозначение
характерных
точек
Координаты, м
Горизонтальное проложение
(длина), м
Дирекционный угол
Х
Y
1
-20427.32
-7481.69
32.91
148 28.0
2
-20455.38
-7464.48
25.88
238 21.4
3
-20468.95
-7486.51
33.02
328 47.7
4
-20440.71
-7503.62
25.69
58 35.5
1
-20427.32
-7481.69
Фактическая площадь 850 кв.м.
Исключить для возможности кадастрового учета и регистрации выявленную область пересечения с кадастровым номером ****.
УСТАНОВИЛА:
Истец Лопунов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором с учетом уточненных исковых требований просит суд установить границы земельного участка, расположенного под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: г. Москва, адрес, адрес, коттеджный адрес, принадлежащего Лопунову С.В, признать за ним право собственности на указанный земельный участок в соответствии с приведенными координатами, исключить для возможности кадастрового учета и регистрации выявленную область пересечения с кадастровым номером ****.
Свои требования мотивирует тем, что Лопунов С.В. является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: адрес, адрес, коттеджный адрес (далее по тексту - "Объект незавершенного строительства") на основании Решения Видновского городского суда Московской области от 21.12.2006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (50 - HBN 676076 выдано 30.06.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области) и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.04.2020 N ****. Строительство Объекта незавершенного строительства осуществлялось в виде инвестиционного проекта на основании договора N101 (регистрационный номер N4030) от 27.07.2003. Для строительства был предоставлен земельный участок на основании следующих документов: Постановление Главы Администрации адрес N 1843 от 19.10.1993, Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей МО- 21 N050-634, Постановление Главы администрации адрес N 1462 от 25.04.1996 "О предоставлении земельных участков и выдаче свидетельств", Акт согласования границ отвода земельного участка, май 2003.
Границы земельного участка, расположенного под объектом незавершенного строительства, принадлежащего Лопунову С.В. были определены на основании Генплана адрес адрес, согласованного Отделом Геонадзора и подземных сооружений Муниципальное предприятие Управление Архитектуры и градостроительства адрес Инв N 002-3150 (принято в архив 22.08.2002). 18.12.2019 года истец, обратился в Департамент городского имущества города Москвы (далее по тексту - ответчик - 2) с просьбой выделить земельный участок, расположенный под объектом незавершенного строительства, принадлежащего истцу, в натуре и заключить соответствующий договор. 16.01.2020 года Департамент городского имущества города Москвы сообщил, что земельный участок под Объектом незавершенного строительства не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет и по данным Департамента расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ****, находящегося в собственности третьих лиц. Истец, заказав выписку на земельный участок с кадастровым номером ****, выяснил, что собственником вышеуказанного земельного участка является АО "Проект-Град" (далее по тексту - ответчик-1). Истец обратился к ответчику - 1 с просьбой о выделении земельного участка, расположенного под Объектом незавершенного строительства и с предложением о заключении соответствующего договора. Ответчик - 1, получив обращение истца, не ответил на него. Истец неоднократно безрезультатно пытался связаться с ответчиком - 1 по телефону. Истец повторно по средствам Почты России направил свою просьбу ответчику - 1. Ответа от ответчика - 1 по состоянию на текущую дату не последовало. Истец с целью наиболее полной идентификации земельного участка, расположенного под Объектом незавершенного строительства, обратился за составлением соответствующей схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории к кадастровому инженеру.
На основании представленных истцом документов, а также на основании осмотра Объекта незавершенного строительства, было установлено, что часть земельного участка, расположенного под Объектом незавершенного строительства истца, расположена в границах земельного участка с кадастровым номером ****, принадлежащего ответчику - 1, а часть в границах земельного участка, не стоящего на кадастровом учете, находящегося в ведомстве ответчика - 2, расположенного между участками с кадастровыми номерами **** и *****. Ответчик - 1 уклоняется от каких-либо переговоров с истцом и не сообщает свою позицию по данному вопросу, ответчик - 2 сообщил, что данный земельный участок находится в собственности третьих лиц. Таким образом, действия ответчиков существенно нарушают права истца, как владельца Объекта незавершенного строительства, не позволяют истцу реализовать свое право на завершение строительства Объекта незавершённого строительства, а также фактически блокируют права владения, пользования и распоряжения Объектом незавершенного строительства и земельным участком, на котором он расположен.
Истец Лопунов С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности Тихоновой Д.А, которая в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Дияров Р.И. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска.
Представители ответчиков Управления Росреестра по Москве, АО "Проект-Град" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого просят представитель ответчика Управления Росреестра по г. Москве - Панин А.А. и представитель ответчика ДГИ г. Москвы - Ухабин А.Ю. по доводам апелляционных жалоб.
Представитель истца Лопунова С.В. - Тихонова Д.А. в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционных жалоб не признала, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Истец Лопунов С.В, представители ответчиков - Управления Росреестра по г. Москве, Департамента городского имущества адрес в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и требованиями закона.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе отчуждать его в собственность другим лицам.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п.п. 3, 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон N 218-ФЗ), единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии со ст. 15 Закона N 218-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно п.п. 8-10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст. 43 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 61 Закона N 218-ФЗ, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В соответствии с ч.6 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
В соответствии с п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Лопунов С.В. является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: адрес, адрес, коттеджный адрес (далее по тексту - "Объект незавершенного строительства") на основании Решения Видновского городского суда Московской области от 21.12.2006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (50 - HBN 676076 выдано 30.06.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области) и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.04.2020 N ****.
Строительство Объекта незавершенного строительства осуществлялось в виде инвестиционного проекта на основании договора N101 (регистрационный номер N4030) от 27.07.2003. Для строительства был предоставлен земельный участок на основании следующих документов: Постановление Главы Администрации адрес N 1843 от 19.10.1993, Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей МО- 21 N050-634, Постановление Главы администрации адрес N 1462 от 25.04.1996 "О предоставлении земельных участков и выдаче свидетельств", Акт согласования границ отвода земельного участка, май 2003.
Границы земельного участка, расположенного под объектом незавершенного строительства, принадлежащего Лопунову С.В. были определены на основании Генплана адрес адрес, согласованного Отделом Геонадзора и подземных сооружений Муниципальное предприятие Управление Архитектуры и градостроительства адрес Инв N 002-3150 (принято в архив 22.08.2002).
18.12.2019 года истец, обратился в Департамент городского имущества города Москвы (далее по тексту - ответчик - 2) с просьбой выделить земельный участок, расположенный под объектом незавершенного строительства, принадлежащего истцу, в натуре и заключить соответствующий договор.
16.01.2020 года Департамент городского имущества города Москвы сообщил, что земельный участок под Объектом незавершенного строительства не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет и по данным Департамента расположен в границах земельного участка с кадастровым номером ****, находящегося в собственности третьих лиц.
Согласно выписки на земельный участок с кадастровым номером **** собственником вышеуказанного земельного участка является АО "Проект-Град" (далее по тексту - ответчик-1).
Истец обратился к ответчику - 1 с просьбой о выделении земельного участка, расположенного под Объектом незавершенного строительства и с предложением о заключении соответствующего договора.
Указанное обращение оставлено без внимания.
Истец с целью наиболее полной идентификации земельного участка, расположенного под Объектом незавершенного строительства, обратился за составлением соответствующей схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории к кадастровому инженеру.
На основании представленных истцом документов, а также на основании осмотра Объекта незавершенного строительства, было установлено, что часть земельного участка, расположенного под Объектом незавершенного строительства истца, расположена в границах земельного участка с кадастровым номером ****, принадлежащего ответчику - 1, а часть в границах земельного участка, не стоящего на кадастровом учете, находящегося в ведомстве ответчика - 2, расположенного между участками с кадастровыми номерами **** и *****.
Как установлено п.1 ст.79 Гражданского процессуального кодекса РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Определением Щербинского районного суда от 21.04.2021 по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Центральная судебно-независимая экспертиза "Стандарт".
Согласно выводам эксперта, на чертеже N1 (стр.8) представлено местоположение фактических границ земельного участка под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером ****, с указанием местоположения границ земельных участков, учтенных в ЕГРН.
В таблице N1 (стр.7) приведены координаты характерных точек фактических границ земельного участка под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером ****.
Фактическая площадь данного земельного участка составляет 850 кв.м.
Земельный участок под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером **** не образован, кадастровый учет и регистрация права не производились.
В материалах дела отсутствуют документы, в том числе землеотводные, позволяющие определить местоположение границ и площадь земельного участка под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером ****.
Определить площадь и границы земельного участка под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером ****, по правоустанавливающим документам, не представляется возможным, в виду отсутствия последних.
В связи с чем, определить, соответствует ли фактическая площадь исследуемого земельного участка правоустанавливающим документам не представляется возможным.
Для возможности осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права земельного участка под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером ****, был разработан вариант установления (уточнения) местоположения границ по фактическому пользованию.
В таблице N1.1 приведены координаты характерных точек уточняемых границ земельного участка под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером ****, площадь участка составит 850 кв.м.
Следует отметить, уточняемые границы исследуемого земельного участка пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером ****, учтенными в ЕГРН, площадь пересечения 801 кв.м, что приводит к невозможности кадастрового учета (ст.26 ч.1 п.20 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В случае признания судом права на земельный участок под объектом незавершенного строительства с кадастровым номером ****, для возможности кадастрового учета и регистрации права необходимо исключить выявленную область пересечения из плошали земельного участка с кадастровым номером ****.
В таблице N2 (стр.12) приведены координаты характерных точек области, площадью 801 кв.м, подлежащей исключению из земельного участка с кадастровым номером ****.
Суд первой инстанции принял заключение экспертизы в качестве допустимого доказательства, поскольку заключение судебной экспертизы отвечает требованиям ст.86 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержит подробное описание проведенных исследований, в обоснование сделанного вывода эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, основывается на объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.
В силу ст.60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Согласно п.3 ст.6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О кадастровой деятельности", границы участка должны быть описаны и удостоверены в установленном земельным законодательством порядке, в том числе посредством проведения кадастровых работ.
В силу ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд принял во внимание выводы проведенной по делу судебной экспертизы, а также отсутствие обоснованных возражений со стороны ответчиков относительно установления границ земельного участка истца по предложенному экспертом варианту.
Исковые требования об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции счел требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия полагает согласиться с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и требованиях закона.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Управления Росреестра по г. Москве, что Росреестр по г. Москве является ненадлежащим ответчиком по данному делу, требования об обязании Управления Росреестра внести в ЕГРН сведения о земельном участке не смогут быть удовлетворены судом, судебная коллегия отклоняет, поскольку судом первой инстанции такие требования удовлетворены не были.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика управления Росреестра по г. Москве, что в отношении спорного земельного участка зарегистрированы права третьих лиц ЗАО "Проект-Град", а также Балбиной Е.А, Коваленко Л.И, Коваленко М.Ф. судебная коллегия отклоняет, поскольку согласно материалов дела собственником спорного земельного участка является АО "Проект-Град", которое привлечено к участию в деле в качестве ответчика, своих возражений относительно заявленных истцом требований не представил.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ДГИ г. Москвы правильности выводов суда первой инстанции не опровергают, при этом спорный земельный участок имеет собственника АО "Проект-Град", в связи с чем права Департамента городского имущества г. Москвы постановленным решением не нарушаются.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы фактически выражают несогласие представителя ответчика с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 07 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика Управления Росреестра по г. Москве Панина А.А, представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы - Ухабина А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.