Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Помаз А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-161/2022
по административному исковому заявлению Селихова Константина Ивановича к ФКУ "Военный комиссариат адрес", Военному комиссариату по адрес Раменки о признании решения незаконным
по апелляционной жалобе административного истца Селихова Константина Ивановича на решение Никулинского районного суда адрес от 15 февраля 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи фио, объяснения административного истца Селихова К.И, возражения представителя административного ответчика фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Селихов К.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение о признании его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований; обязать выдать военный билет.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 05.10.2011 года состоит на учете в военном комиссариате по адрес, 18.10.2021 года Селихову К.И. после прохождения медицинского освидетельствования на заседании призывной комиссии сообщено, что в отношении него принято решение о зачислении его в запас как гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Вместе с тем, в отношении истца никакие призывные мероприятия не предпринимались, повестки для явки ему не вручались, при этом истец в период с 2011 года по 2020 года обучался по очной форме обучения, в том числе и в аспирантуре. Кроме того, Селихов К.И. был официально трудоустроен.
Решением Никулинского районного суда адрес от 15 февраля 2022 года в удовлетворении административного иска Селихова К.И. было отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Селихов К.И. просит об отмене решения суда, утверждая о нарушении судом норм материального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца, возражения представителя административного ответчика, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в дела, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке имеются.
Так, согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон
от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (пункт 1 статьи 1), а основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 статьи 22, определяет, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26); устанавливает категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В силу статей 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Таким образом, Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В соответствии с пунктом 19 Положения "О призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинский обязанности военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинский обязанности военной службе", подпункта "г" пункта 50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации N 719 от 27 ноября 2006 года "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Частью 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1. статьи 28 названного Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.
Как следует из материалов дела, Селихов К.И.... паспортные данные, в период с 2011 по июнь 2017 года обучался в МГУ им. фио.
Приказом от 27.09.2017 года зачислен в аспирантуру по очной форме обучения в МГУ им. фио по направлению "Экономика", откуда отчислен в 2020 году.
27 лет Селихову К.И. исполняется 16.09.2021 года.
Вместе с тем, судом установлено, что в период весеннего призывы Селихов К.И. был оповещен о необходимости явки в военный комиссариат 22.05.2021 года, на что указывает его подпись в оповещении. Также Селихов К.И. был извещен о явке в военный комиссариат адрес на 07.06.2021 года к 9.00 час.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу, что решение призывной комиссии о признании Селихова К.И. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, соответствует требованиям закона, при этом исходил из того, что в период с 30.09.2020 года (дата окончания обучения в аспирантуре) Селихов К.И. подлежал призыву на военную службу, поскольку доказательства невозможности несения воинской обязанности по состоянию здоровья административным истцом не представлено, равно как и не обосновано право на предоставление отсрочки; между тем, Селихов К.И, зная о том, что он подлежит призыву на военную службу по окончании действия отсрочки, предоставленной в связи с обучением, уклонялся от явки в военный комиссариат, тем самым воспрепятствовал проведению в отношении и него мероприятий, связанных с призывом на военную службу; следовательно, у призывной комиссии имелись предусмотренные законом основания для принятия в отношении Селихова К.И. решения о зачислении его запас по достижении 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований согласиться не может.
Как следует из материалов дела, 22 апреля 2021 года Селихов К.И. прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого ему 21 мая 2021 года было выдано направление на обследование в ГКБ N1 им. фио ДЗМ.
Также из материалов дела следует, что 22 апреля 2021 года административный истец был оповещен хирургом о предоставлении результатов анализов в военный комиссариат 22 мая 2021 года (л.д.40).
С 01 июня 2021 года по 01 июля 2021 года административный истец находился по направлению военного комиссара (начальника отдела военного комиссариата) Раменского ВК адрес от 21 мая 2021 года N76 на медицинском обследовании в амбулаторных условиях ГКБ N1 им. фио ДЗМ.
Согласно медицинскому заключению от 01 июля 2021 года Селихову К.И. установлен диагноз: Посттромботическая болезнь правой верхней конечности. Хроническая венозная недостаточность I (первой) степени (по классификации фио и соавт. от 2000 г.).
При таких данных вывод суда о том, что Селихов К.И, будучи оповещенным на 22 мая 2021 года и 07 июня 2021 года, уклонялся от явки в военный комиссариат и тем самым воспрепятствовал проведению в отношении него мероприятий, связанных с призывом на военную службу, является необоснованным.
13 июля 2021 года административному истцу была выдана повестка о явке в военный комиссариат адрес на заседание призывной комиссии на 04 октября 2021 года, а 04 октября 2021 года на 18 октября 2021 года.
Вместе с тем, 18 октября 2021 года административный истец прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого Селихову К.И. установлена категория годности к военной службе Б-3 и в отношении него принято оспариваемое решение о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства совершения административным истцом в юридически значимый период начиная с 1 января 2014 года и до достижения возраста 27 лет (16 сентября 2021 года) действий или бездействия, сопряженных с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, напротив представлены доказательства наличия отсрочки от призыва на военную службу до 30 сентября 2020 года; по окончании которой в весенний призыв 2021 года Селихов К.И. являлся в военный комиссариат по всем повесткам, которые ему были вручены, проходил медицинское освидетельствование и обследование по направлению военного комиссариата. Оснований полагать, что Селихов К.И. в данном случае действовал недобросовестно и уклонялся от призыва, не имеется.
При таких данных, судебная коллегия считает, что решения суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения о признании незаконным решения призывной комиссии адрес от 18 октября 2021 года, которым Селихов К.И. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При этом, суд не подменяет собой иные органы государственной власти, а потому, в рассматриваемом случае, не может обязать призывную комиссию принять конкретное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда адрес от 15 февраля 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение призывной комиссии адрес от 18 октября 2021 года о признании Селихова Константина Ивановича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.