Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Михайловой Р.Б., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И.
при секретаре Ларченко А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-412/2022 по административному иску Оленичева... к Министерству юстиции РФ, Министерству иностранных дел РФ о признании незаконными решения и распоряжения, обязании исключить сведения из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, по апелляционной жалобе административного истца Оленичева М.В. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 марта 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Оленичев М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Минюста России от 8 ноября 2021 года о признании его иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и включении в реестр, обязании исключить сведения о нем из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, признании незаконным решения МИД России о согласовании включения сведений о нем в реестр.
В обоснование требований указал на то, что оспариваемым распоряжением он признан иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. При этом Минюстом России решение согласовано с МИД России. Оспариваемые решения административный истец полагал незаконными, указывал на то, что является юристом в сфере прав человека, ведет дела в судах Российской Федерации, Европейском суде по правам человека в защиту прав граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан; является правозащитником, разделяющим принципы прав человека при решении любых ситуаций; выступает в средствах массовой информации, выражает свое мнение относительно дел, которые ведет; является ЛГБТ-активистом, выступает за отмену закона о запрете нетрадиционных сексуальных отношений. Копия оспариваемого распоряжения и документы, на основании которых оно было принято, Минюстом России ему не направлялись.
Административный истец указывал на отсутствие правовых оснований для включения сведений о нем в реестр, ссылаясь на то, что между распространением сведений и иностранным финансированием должна быть обязательная связь, наличие которой административные ответчики обязаны доказать. У МИД России отсутствовали основания для предоставления согласия на принятие решения; порядок согласования и его критерии ничем не предусмотрены, что нарушает установленные Европейским судом по правам человека требования к качеству закона.
Кроме того, указывал на то, что физическое лицо не может быть средством массовой информации в силу прямого указания закона, он в качестве средства массовой информации не зарегистрирован и им не является, при этом распоряжением на него возложены дополнительные обязанности по предоставлению отчетности о деятельности, целях расходования денежных средств и использования имущества, что не оправдано защитой конституционно охраняемых ценностей и интересов, влечет за собой несоразмерное вмешательство в его право на уважение частной жизни, ограничивает его права, в том числе, право заниматься профессиональной деятельностью, политически мотивировано.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 15 марта 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Оленичева М.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Оленичев М.В. ставит вопрос об отмене данного судебного решения, полагая его незаконным, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Сотниковой А.-М.Н, представителя административного ответчика Минюста России фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных
положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Разрешая настоящее дело, суд установил, что 8 ноября 2021 года Минюстом России принято распоряжение N1265-р о включении Оленичева М.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, о чем в адрес административного истца 9 ноября 2021 года направлено уведомление (л.д.60).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, включение Оленичева М.В. в реестр согласовано с МИД России, что подтверждено письмом МИД России от 22 октября 2021 года.
Принимая оспариваемое распоряжение, Минюстом России учтена информация, поступившая 1 октября 2021 года из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор), о том, что Оленичев М.В. является юристом, правозащитником, активным членом правозащитной организации "Команда 29", занимал в ней должность старшего юриста; распространяет материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
- сетевое издание "Адвокатская газета" https://www.advgazeta.ru/avtory/olenichev-maksim/ - последняя публикация от 21 июля 2020 года;
- "ВКонтакте" https://vk.com/maxumax - около 1, 2 тыс. подписчиков, контент не обновляется с июня 2020 года;
- "Facebook" https://www.facebook.com/molenichev - более 500 подписчиков, контент не обновляется с 2015 года.
За период с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года выявлены факты участия Оленичева М.В. в создании материалов иностранных средств массовой информации "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Голос Америки", "Север.Реалии", "Сибирь.Реалии", SIA "Medusa Project", выполняющих функции иностранного агента:
1. "Хороним самый сильный проект". "Команда 29" самоликвидировалась" (https://www.severreal.org/a/komanda-29- likvidirovalas/31364950.html) (18 июля 2021 года);
2. "Прокуратура отказалась проверять губернатора адрес из-за денег "иностранного агента" (https://www.severreal.org/a/prokuratura-otkazalas-proveryat-gubernatorapsko vskoy-oblasti-iz-za-deneg- inostrannogo- agenta/ 31348216.html) (8 июля 2021 года);
3. "Попираю духовность, ломаю скрепы". Транс-активистка хочет стать иноагентом" (https://www.severreal.org/a/trans-aktivistka-hochet-statinoagentom/31320017.html) (23 июня 2021);
4. "Самонагнетаемая государственная паранойя... " Бард-колледж признан нежелательным" (https://www.severreal.org/a/bard-kolledzh-priznannezhelatel-nym/31320832.html) (22 июня 2021 года);
5. "Суд инквизиции". ФБК и штабы Навального запрещены" (https://www.severreal.org/a/fbk-i-shtaby-naval-nogo-zapret/ 31300115. html) (10 июня 2021 года);
6. "Мы не даем Левиафану съесть невиновных" (https://meduza.io/feature/2021/06/08/my-ne-daem-leviafanu-s-est-nevinovnyh) (8 июня 2021 года);
7. "ВС: в Петербурге одиночные пикеты во время пандемии запретили законно" (https://www.severreal.org/a/v-peterburge-odinochnyepikety-vo-vremya-pandemii-zapretili-zakonno/31284450.html) (1 мая 2021 года);
8. "Корпоративная солидарность. ФСБ прячет имена убийц из НКВД" (https://www.svoboda.org/a/31262788.html) (20 мая 2021 года);
9. "Заткнуть избитых в колониях и Навального". Власти запретят адвокатам брать телефоны на встречи с заключенными" (https://www.sibreal.org/a/31249858.html) (11 мая 2021 года);
10. "ФБК опротестовал наложенные на фонд ограничения" (https://www.svoboda.org/a/31241120.html) (6 мая 2021 года);
11. "История фио - "прецедентная и очень страшная" (https://www.golosameriki.com/a/russia-pavlov/5877473.html) (4 мая 2021 года);
12. "Он как кость в горле". Адвокат фио задержан" (https://www.severreal.org/a/31230991.html) (30 мая 2021 года).
5 октября 2021 года в Минюст России из прокуратуры Санкт-Петербурга поступили предоставленные Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) сведения о получении Оленичевым М.В. денежных средств из иностранных источников: на счет, открытый в адрес Банк "ФК Открытие" поступило:
от БФ социально-правовой помощи "Сфера" в период с 19 марта 2019 года по 5 октября 2020 года 10 операциями сумма за оплату по договору;
от Консорциума женских неправительственных объединений в период с 26 декабря 2018 года по 23 марта 2020 года 9 операциями сумма за оказание юридической помощи;
от "Spolecnost Svobody I" (Чехия) в период с 21 февраля 2019 года по 31 декабря 2020 года 15 операциями сумма с назначением платежа "advance payment for legal services under the agreement".
В период с апреля 2021 по май 2021 года на банковский счет, открытый в Точка ПАО Банка "ФК Открытие", 2 операциями поступило около сумма со счета "Spolecnost Svobody I" (Чехия) в качестве оплаты за услуги по соглашению.
Также на счет Оленичева М.В. зачислены 3 платежа в сумме около сумма от российских НКО, получающих иностранное финансирование:
от ООО "РИЦ по правам человека" (ИНН 7701024108, включена в реестр иностранных агентов) в марте 2021 года перечислено за оплату по договору возмездного оказания услуг сумма;
от БФ "Сфера" (ИНН 7840290139, включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) в апреле 2021 года перечислено за оплату по договору сумма;
от АНО "Мужчины XXI века" (ИНН 7801268316) в апреле 2021 года перечислено сумма за оплату по договору оказания услуг.
Кроме того, с февраля 2021 года по июнь 2021 года на счет, открытый в адрес Банк", Оленичеву М.В. зачислено около сумма (9 операциями) от СПб РОО фио центр для женщин" (ИНН 7806042048), основным источником финансирования которой в 2021 году являлся марка автомобиля FOR JAMSTALLDHET" (Швеция).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, включая положения Закона РФ "О средствах массовой информации", исследовав, в том числе обозрев и огласив представленные суду доказательства, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что Оленичев М.В. создает и распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", получал денежные средства из иностранных источников, от российских некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами и получающими иностранное финансирование, в связи с чем оспариваемое распоряжение принято в пределах представленных Минюсту России полномочий при наличии законных к тому оснований.
Указанные обстоятельства подтверждены соответствующими сообщениями Роскомнадзора и Росфинмониторинга, оснований сомневаться в достоверности которых не имеется.
Включение Оленичева М.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, согласовано с МИД России, таким образом, установленный действующим законодательством порядок принятия оспариваемого распоряжения соблюден.
Полномочия МИД России по согласованию принятия решения о включении лиц в соответствующий реестр определены законом (часть 6 статьи 6 Закона "О средствах массовой информации").
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что включение Оленичева М.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, осуществленное в соответствии с законом, не может быть признано ограничивающим его права и свободы, не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, право административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны не нарушает.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Утверждения в апелляционной жалобе о нарушении права административного истца на участие в исследовании доказательств и принципа состязательности судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с требованиями статей 84, 176, 178 КАС РФ все обстоятельства дела установлены судом на основании доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства, которым суд в решении дал надлежащую правовую оценку.
При этом информация Роскомнадзора от 30 сентября 2021 года, содержащая справку о распространении Оленичевым М.В. сообщений и материалов для неограниченного круга лиц, и письмо МИД России по вопросу согласования включения его в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, приобщены к материалам дела (л.д.54, 55-58).
Судебная коллегия отмечает, что сведения о распространяемых Оленичевым М.В. материалах и сообщениях получены Роскомнадзором из открытых источников, факт их распространения в ходе судебного разбирательства ничем объективно не опровергнут; обращаясь в суд, Оленичев М.В. указывал на то, что выступает в средствах массовой информации, выражая свое мнение относительно ситуаций, связанных с нарушением прав человека.
Включение "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Голос Америки", "Север.Реалии", "Сибирь.Реалии", SIA "Medusa Project" в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, подтверждены сведениями, размещенными официально для всеобщего сведения на сайте Министерства юстиции РФ (л.д.32-37).
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что в ходе судебного разбирательства не доказан факт создания и распространения Оленичевым М.В. материалов для неограниченного круга лиц, в том числе в иностранных средствах массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт получения Оленичевым М.В. денежных средств из иностранных источников мог быть подтвержден только первичными платежными документами, не могут быть признаны состоятельными.
При этом судебная коллегия учитывает, что Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Указанные полномочия определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N808.
Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (подпункт 4 пункта 5 Положения).
Подпунктом 9.3 пункта 5 определено, что Росфинмониторинг информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций.
Таким образом, Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение уполномоченных федеральных органов власти.
Представленные Росфинмониторингом сведения, исследованные и оглашенные в судебном заседании 15 марта 2022 года, оценены судом в соответствии с требованиями статей 84, 176, 178 КАС РФ в их совокупности, оснований сомневаться в их достоверности не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение Оленичева М.В. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение его прав на занятие профессиональной деятельностью, не преследует правомерной цели, не является необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, политически мотивировано, воспроизводят обстоятельства, на которые административный истец ссылался в обоснование заявленных требований и которые в силу требований статей 84, 178, 180, 226, 227 КАС РФ получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Оленичева М.В. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2022 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.