Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Михайловой Р.Б., судей фио, фио
при секретаре Ларченко А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-770/2022 по административному иску Бекбулатовой... к Министерству юстиции РФ о признании незаконным и отмене решения о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить из реестра
по апелляционной жалобе административного истца Бекбулатовой Т.Л. на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 22 апреля 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным с момента принятия и отмене распоряжения от 30 декабря 2021 года о включении ее в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. В обоснование иска указала на то, что с 2019 года является руководителем онлайн-журнала "Холод". Включение ее в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и интересов, нарушает права и свободы истца: на свободу выражения мнения, распространение информации, ограничивает ее профессиональную деятельность и создает препятствия для ее осуществлении, противоречит основополагающим принципам международного права, дискредитирует истца и носит политический характер, при этом уведомление о включении в реестр административным истцом получено не было.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от 22 апреля 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Бекбулатовой Т.Л. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец фио ставит вопрос об отмене данного судебного решения, полагая его незаконным, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката фио, представителя административного ответчика Минюста России фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных
положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Разрешая настоящее дело, суд установил, что 20 сентября 2021 года в Минюст России из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) поступила информация, согласно которой фио журналист, с 2017 по 2019 год - специальный корреспондент издания "Meduza" (23 апреля 2021 года SIA "Medusa Project" внесено в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента), основатель и главный редактор интернет-источника, не зарегистрированного в качестве СМИ, "Холод" (https://holod.media/), распространяет материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:"Facebook" https://www.facebook.com/heather.ale.9 - более 2, 3 тыс. подписчиков; интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Холод" https://holod.media/person/taisiya-bekbulatova/.
За период с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года выявлены факты распространения Бекбулатовой Т.Л. материалов иностранных средств массовой информации: "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", фио, SIA "Medusa Project", выполняющих функции иностранного агента:
- "Еще на метр ниже дна" (https://www.facebook.com/heather.ale.9/posts/4131766556908193) (18 июля 2021 года);
- "Жесть" (https://www.facebook.eom/heather.ale.9/posts/39003203 66719481) (29 апреля 2021 года);
- "Позор. Свободу фио" (https://www.facebook.com/heather.ale.9/posts/3653042598113927) (2 февраля 2021 года).
За период с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года выявлены факты участия Бекбулатовой Т.Л. в создании материалов иностранных средств массовой информации "Голос Америки" и "Телеканал Настоящее Время", SIA "Medusa Project", выполняющих функции иностранного агента:
- "И никого не стало?" (https://www.golosameriki.com/a/i-nikogo- nestalo/5992954.html) (6 августа 2021 года);
- "Известные журналисты - о признании издания "Проект" "нежелательной организацией"" (https://www.currenttime.tv/a/31360657.html) (15 июля 2021 года);
- "Независимые медиа России: приказано выжить" (https://www.golosameriki.eom/a/interview-taisia-bekbulatova-on-ind ependentmedia-in-russia/5876683.html, https://www.golosameriki.com/a/social- distancing-03-may/5876728.html) (03.05.2021г.);
- "Власти делают вид, что в признании "Медузы" "иностранным агентом" нет ничего страшного. Они врут: на самом деле это касается каждого" (https://meduza.io/feature/2021/04/30/vlasti-delayut-vid-chto-vpriznanii-meduzy-inostrannym-agentom-net-nichego-strashnogo-oni-vrut-nasamom-dele-eto-kasaetsya-kazhdogo) (30 апреля 2021 года);
- "За семейное насилие - сумма, за клевету о сексуальном - сумма. Как новые штрафы отразятся на жертвах насилия и домогательств в России" (https://www. currenttime, tv/a/russia-domestic-violenceslander/31017575.html) (25 декабря 2020 года).
Из Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) письмом от 9 декабря 2021 года в отношении Бекбулатовой Т.Л. поступила информация о получении ею денежных средств из иностранных источников: PROJEKTAS SALTIS (Латвия) - с марта 2020 года по ноябрь 2021 года (21 операция на сумму сумма); SPOLECNOST SVOBODY I (Чехия) - июнь 2020 года (1 операция на сумма); STOCKHOLM SCHOOL OF ECONOMICS IN (Швеция) - май 2021 года (1 операция на сумма).
С учетом поступивших сведений на основании частей 3 и 7 части 6 Закона РФ "О средствах массовой информации" распоряжением Минюста России N1551-р от 30 декабря 2021 года фио была включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, о чем в ее адрес было направлено соответствующее уведомление (л.д.55, 63-66).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, включение Бекбулатовой Т.Л. в реестр согласно Министерством иностранных дел РФ (л.д.57).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, включая положения Закона РФ "О средствах массовой информации", исследовав, в том числе обозрев и огласив представленные суду доказательства, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что фио создает и распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", получает денежные средства из иностранного источника, в связи с чем оспариваемое распоряжение принято административным ответчиком в пределах представленных ему полномочий при наличии законных к тому оснований.
Указанные обстоятельства подтверждены соответствующими сообщениями Роскомнадзора и Росфинмониторинга, оснований сомневаться в достоверности которых не имеется.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение Бекбулатовой Т.Л. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение ее прав, не преследующее правомерной цели, не являющееся необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, политически мотивировано, не могут быть приняты во внимание, воспроизводят обстоятельства, на которые административный истец ссылалась в обоснование заявленных требований и которые в силу требований статей 84, 178, 180, 226, 227 КАС РФ получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Утверждения в апелляционной жалобе о недопустимости представленного по делу доказательства - письма Росфинмониторинга от 9 декабря 2021 года судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с требованиями статей 84, 176, 178 КАС РФ все обстоятельства дела установлены судом на основании доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства, которым суд в решении дал надлежащую правовую оценку.
При этом Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Указанные полномочия определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N808.
Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (подпункт 4 пункта 5 Положения).
Подпунктом 9.3 пункта 5 определено, что Росфинмониторинг информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций.
Таким образом, Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение уполномоченных федеральных органов власти.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что информация о деятельности административного истца и получении ею денежных средств получена Минюстом России в нарушение требований закона, подлежат отклонению.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бекбулатовой Т.Л. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2022 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.