Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Аллахвердиевой Л.Н., рассмотрев по докладу судьи фио в открытом судебном заседании административное дело N 2а-329/2022 по апелляционной жалобе административного истца Глухих У.П. на решение Мещанского районного суда адрес от 8 июня 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Глухих Ульяны Павловны к Департаменту образования и науки адрес о признании действий по отказу в постановке несовершеннолетнего ребенка на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении незаконными, обязании поставить на учет несовершеннолетнего ребенка для получения места в выбранном дошкольном учреждении, признании бездействия в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ребенка место в дошкольном учреждении незаконными, обязании реализовать право на бесплатное дошкольное образование - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Глухих У.П, являясь матерью несовершеннолетнего фио, паспортные данные, обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным действие Департамента образования и науки адрес, выразившееся в отказе в постановке несовершеннолетнего ребенка на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении, обязать поставить на учет, признать незаконным бездействие в решении вопроса устройства несовершеннолетнего, возложить обязанность реализовать право на бесплатное дошкольное образование. Отказ административного ответчика обоснован отсутствием подтверждения регистрации по месту пребывания, однако действующее законодательство не предусматривает такого основания для отказа в постановке на учет несовершеннолетнего ребенка и предоставлении места в ДОУ.
Административный истец Глухих У.П. в судебном заседании требования административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика Департамента образования и науки адрес, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены.
Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в административном иске, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец Глухих У.П. со ссылкой на то, что решение вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального права и норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика, действующего на основании доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, о причинах неявки не уведомивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены судебного решения.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Глухих У.П. является матерью несовершеннолетнего фио, паспортные данные.
30 августа 2021 года административный истец обратилась в Департамент образования адрес с заявлением, в котором просила поставить ребенка на учет для предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, обеспечить местом в ГБОУ.
Письмом от 08 сентября 2021 года административному истцу было сообщено, что для предоставления ребенку места в дошкольной группе образовательной организации ей необходимо зарегистрировать заявление в личном кабинете на сайте mos.ru.
11 февраля 2022 года Глухих У.П. на интернет ресурс автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательное учреждение" подала заявление на зачисление фио в государственную образовательную организацию системы образования адрес, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
При постановке в электронную очередь нуждающихся в предоставлении ребенку места в дошкольном образовательном учреждении, Глухих У.П. указала, что фио имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: адрес. Однако документы, подтверждающие регистрацию по данному адресу, не приложила.
Данное заявление было аннулировано на основании п. 4 Временных правил регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика, а также об отсутствии нарушения права несовершеннолетнего ребенка на образование и препятствий к его осуществлению.
Данные суждения суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, оснований не согласиться с ними не усматривает.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
Федеральный законодатель, регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, предусмотрев, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, одновременно закрепил право родителей (законных представителей) ребенка в таком случае для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (части 3 и 4 статьи 67 Закона об образовании).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях адрес согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона адрес от 20 июня 2001 года N25 "О развитии образования в адрес" относится к полномочиям органов исполнительной власти адрес в области образования.
В силу части 2 статьи 78 Закона об образовании иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.
Департамент образования и науки адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования, обеспечивающим функционирование в интересах жителей адрес системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования и науки адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N447-ПП).
На основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2013 N 447-ПП создана Комплексная информационная система "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (далее - КИС "ГУСОЭВ"), а Департаментом образования адрес утверждены Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес (далее - Временные правила).
Департамент образования адрес руководствуется вышеприведенными Временными правилами при постановке несовершеннолетних детей на учет в целях получения места в дошкольном образовательном учреждении.
КИС "ГУСОЭВ" является государственной информационной системой адрес, предназначенной для предоставления услуг в сфере образования и исполнения государственных функций в сфере образования, в том числе в электронной форме. Государственная информационная система адрес функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации и адрес.
КИС "ГУСОЭВ" обеспечивает прием и обработку запросов (заявлений) о предоставлении услуг в сфере образования и автоматически выстраивает очередность детей в электронном виде с учетом их возраста, приоритетов и имеющихся льгот.
В КИС "ГУСОЭВ" регистрируются электронные заявления для предоставления ребенку места в дошкольной группе образовательной организации на детей, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории адрес. Заявление регистрируется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего самостоятельно на сайте mos.ru в разделе "Услуги и сервисы" (https://www.mos.ru/services) при предъявлении документов, определенных Временными правилами и подтверждающих сведения, указанные в заявлении.
Согласно пункту 3 Временных правил в КИС "ГУСОЭВ" регистрируются заявления родителей (законных представителей), дети которых: зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на адрес; зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на адрес; не достигнут возраста 7 лет на 1 сентября календарного года, в котором планируется направление ребенка на зачисление в организацию.
Согласно пункту 4 Временных правил при подаче заявителем электронного заявления на сайте www.mos.ru в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка следующих сведений, указанных в электронном заявлении: свидетельства о рождении ребенка; адреса регистрации ребенка по месту жительства (по месту пребывания) на территории адрес; наличие льготы.
Если данные не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости предоставить документы, подтверждающие указанные сведения, в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре заявлений после подтверждения указанных сведений. В случае непредставления заявителем в течение 20 календарных дней документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения и отсутствия их подтверждения посредством межведомственного электронного взаимодействия, заявление отклоняется и не регистрируется в едином электронном реестре заявлений
Как верно установилсуд первой инстанции, отсутствие документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания, то есть отсутствие подтверждающих в заявлении сведений, явилось в силу п. 4 Временных правил основанием для аннулирования заявления Глухих У.П, в связи с чем незаконного бездействия Департамента образования и науки адрес установлено не было. Каких-либо препятствий к доступу на образования аннулирование заявления по указанным выше обстоятельствам не создает, поскольку не лишает возможности подать заявление повторно с соблюдением требований, предъявляемых Временными правилами.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
По настоящему делу совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) установлена не была, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства дела судом были установлены полно и правильно, представленным доказательствам судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка, нормы действующего законодательства судом были применены верно, мотивы, по которым суд пришел к данным выводам приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
То обстоятельство, что фио выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: адрес, незаконность действий(бездействия) административного ответчика не подтверждают, поскольку на момент рассмотрения вопроса об аннулировании заявления о постановке несовершеннолетнего ребенка на учет, в качестве места пребывания указан иной адрес: адрес, который не был подтвержден.
Судебная коллегия учитывает, что административный истец не лишена возможности в установленном порядке подать заявление о постановке на учет несовершеннолетнего ребенка.
Доводы апелляционной жалобы, фактически повторяющие позицию стороны в районном суде, которой в оспариваемом судебном акте дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене решения судом апелляционной инстанции.
Таким образом, судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от 8 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Глухих У.П. - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 3 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.