Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Колесниковой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-165/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца Старостиной Н.М. по доверенности Вареника И.С. на решение Тверского районного суда адрес от 13 апреля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Старостиной Нины Михайловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, отказу в возобновлении регистрационных действий,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Старостина Н.М. обратилась в суд с административным исковым к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконными действия по приостановлению государственной регистрации снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, отказу в возобновлении регистрационных действий.
Требования мотивированы тем, что 17 июня 2021 года ею было подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (далее - Управление) о снятии с государственного кадастрового учета принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:09:0004004:6641. Уведомлением от 01 июля 2021 года ей было сообщено о приостановлении государственного учета в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. 17 августа 2021 года ею поданы дополнительные документы. Уведомлением от 20 августа 2021 года было отказано в возобновлении регистрационных действий в связи тем, что предоставленные дополнительные документы не устраняли причины, послужившие основанием для отказа в снятии нежилого помещения с государственного кадастрового учета; в уведомлении также указано, что снятие с кадастрового учета возможно только при условии представления акта обследования, подготовленного в соответствии с требованиями действующего законодательства. Она полагает решение об отказе в возобновлении регистрационных действий и приостановлении государственного кадастрового учета в отношении помещения с кадастровым номером 77:09:0004004:6641 незаконными, поскольку, как принадлежащее ей нежилое помещение после реконструкции здания, в котором оно находилось, перестало существовать как объект недвижимого имущества с определенными характеристиками.
Решением Тверского районного суда адрес от 13 апреля 2022 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе представителем административного истца Вареник И.С. ставится вопрос об отмене решения ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца Вареник И.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заинтересованного лица - адрес управляющая компания" по доверенности фио поддержал доводы представителя административного истца.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Судом установлено, что Старостина Н.М. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0004004:6641, расположенного по адресу: адрес, площадью 51, 2 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 21 февраля 2011 года.
17 июня 2021 года Старостина Н.М. обратилась в Управление с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:09:0004004:6641, приложив к заявлению доверенность на представителя, выписку из ЕГРН, свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Уведомлением Управления от 01 июля 2021 года регистрационные действия были приостановлены на основании п. 5 ч.1 ст. 26 Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
17 августа 2021 года Старостина Н.М. представила в Управление дополнительные документы, в том числе, акт о приеме - сдачи здания, акт о результатах реализации инвестиционного контракта, инвестиционный контракт, договор-купли продажи, информационное письмо.
Уведомлением Управления от 20 августа 2021 года Старостиной Н.М. было отказано в возобновлении регистрационных действий в связи с наличием причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета. В уведомлении указано, что необходимо предоставление акта обследования, который предусмотрен Приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 года N861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке".
Суд, дав оценку представленным доказательства в их совокупности, учитывая положения Федерального закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Старостиной Н.М, поскольку действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес соответствуют положениям указанного Федерального закона N218-ФЗ, Управление обоснованно исходило из того, что заявителем не был представлен акт обследования, который бы свидетельствовал о том, что принадлежащее Старостиной Н.М. нежилое помещение перестало существовать.
Данные выводы являются верными, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения не имеется.
Из материалов дела следует, что 19 января 2005 года между Правительством адрес и адрес "Калужская Управляющая компания" заключен инвестиционный контракт, предметом которого является реализация инвестиционного проекта по реконструкции объекта нежилого фонда адрес - Ленинградского рынка, расположенного по адресу: адрес, с целью создания межрегионального торгового центра.
В силу п. 2.3 контракта, вывод собственников и привлечение их к участию в инвестиционном проекте возлагается на инвестора.
Соотношение недвижимого имущества по реализации контракта устанавливается между сторонами следующим образом: 65 % в собственность инвестора, 35% в собственность Администрации в лице Департамента имущества адрес, с последующей передачей данных площадей в долгосрочную аренду.
Пунктом 3.1.2 контракта предусмотрено, что из площадей объекта, подлежащих разделу по результатам реализации контракта, исключаются площади, принадлежащие на праве собственности юридическим и физическим лицам на дату заключения инвестиционного контракта.
02 августа 2016 года между Правительством адрес и адрес "Калужская Управляющая компания" подписан акт о результатах реализации инвестиционного проекта, подтверждающие выполнение в полном объеме работ по реконструкции объекта нежилого фонда и принятие объекта в эксплуатацию.
Представитель административного истца утверждает, что после реконструкции здания Ленинградского рынка фактически принадлежащее истцу недвижимое имущество перестало существовать.
Согласно ответу ООО "Кадастровое бюро-Недвижимость" от 29 ноября 2021 года на обращение Старостиной Н.М, основания для оформления акта обследования на принадлежащее нежилое помещения отсутствуют, поскольку здание Ленинградского рынка существует, оно не погибло и не было уничтожено.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 ноября 2009 года утверждено мировое соглашение по делу по иску Старостиной Н.М. к адрес "Калужская Управляющая компания", согласно которому адрес "Калужская Управляющая компания", в том числе, обязалось внести изменения в проектную документацию по реконструкции здания Ленинградского рынка, с учетом выделяемой площади 51, 2 кв. адрес, согласно приложению N 1 к настоящему мировому соглашению. По завершении реконструкции здания Ленинградского рынка, произведенной с учетом изменений, вносимых в проектную документацию в соответствии с п. 1.1 настоящего мирового соглашения, передать Старостиной Н.М. в собственность помещение площадью 51, 2 кв.м. согласно приложению N 1 к настоящему мировому соглашению; возместить Старостиной Н.М. упущенную выгоду в размере сумма, связанную с непригодностью к эксплуатации принадлежащего ей помещения площадью 51, 2 кв.м, расположенного в комплексе Ленинградский рынок вследствие реконструктивных работ, провидимых адрес "Калужская Управляющая компания".
Таким образом, вышеуказанным мировым соглашением на адрес "Калужская Управляющая компания" возложена обязанность передать Старостиной Н.М. в собственность помещение площадью 51, 2 кв.м. после реконструкции здания Ленинградского рынка, что свидетельствует о том, что право собственности истца не перестало существовать в связи с фактическим отсутствием объекта недвижимого имущества с теми характеристиками, которые были на момент возникновения права собственности у истца на данный объект.
В данном случае Старостиной Н.М. была выплачена компенсация за принадлежащее ей нежилое помещение.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ).
Согласно частям 3, 4 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Статьей 21 Федерального закона N218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Тексты документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются: не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме; не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 7.4 ч. 2 ст. 14 Федеральный закон N218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в частности, акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места).
Частью 1 ст. 23 Федерального закона N218-ФЗ регламентировано, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Как следует из п. 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.11.2015 года N 861 "Об утверждении формы и состава акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требования), акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к Акту (далее - Приложение). В случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в рассматриваемом случае является акт обследования, представляющий собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения подтверждает прекращение его существования, такого рода документа истцом в регистрационный орган представлено не было.
В силу части 4 статьи 29 Федерального закона N218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий, в том числе:
- государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из вышеприведенных доказательств следует, что оспариваемые действия Управления Росреестра по адрес соответствуют вышеприведенным нормам права, поскольку Старостиной Н.М. не представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 5 ч.1 ст. 26 Федерального закона N218-ФЗ, в том числе акт обследования, который бы свидетельствовал о том, что принадлежащее истцу нежилое помещение перестало существовать.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и направлены на переоценку доказательств и правильно установленных по делу фактических обстоятельств; не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, либо опровергали выводы суда.
Несогласие с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Оценка собранным по делу доказательствам, которая дана судом, соответствует статье 84 КАС РФ и является надлежащей.
Суд верно, исходя из предмета и основания административного искового заявления, распределил между сторонами бремя доказывания, определили установилобстоятельства, имеющие значение для дела.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований к отмене или изменению решения суда не установлено, заявителем жалобы не приведено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 13 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.