Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, адресВ.
при секретаре Черных В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-185/2022 по административному иску Егорова... к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения, обязании исключить сведения из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, по апелляционной жалобе административного истца фио, подписанной в его интересах адвокатом Аршиновой В.А, на решение Дорогомиловского районного суда адрес от 29 марта 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Егоров В.В. обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения от 29 сентября 2021 года N1109-р о включении его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; обязании исключить сведения об административном истце из реестра средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для признания его иностранным агентом, принятие оспариваемого распоряжения на основании результатов незаконно проведенной проверки. Административный истец не получал иностранного финансирования, за счет которого осуществлял публикации, кроме того, не уведомлялся о проведении проверки, предшествующей его включению в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, основания и повод для проведения такой проверки отсутствовали. Включение его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не объясняется защитой конституционно охраняемых ценностей и интересов, влечет за собой несоразмерное вмешательство в его право на уважение частной жизни, ограничивает его права, в том числе, является принуждением к его занятию экономической деятельностью, политически мотивировано.
Решением Дорогомиловского районного суда адрес от 29 марта 2022 года в удовлетворении административных исковых требований фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Егоров В.В. ставит вопрос об отмене данного судебного решения, полагая его незаконным, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Аршиновой В.А, представителя административного ответчика Министерства юстиции России фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных
положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что по сведениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, поступившим в Министерство юстиции Российской Федерации 30 августа 2021 года, Егоров В.В. является специальным корреспондентом информационного агентства "Закон" (свидетельство о регистрации ИА N ФС 77-62133 от 19 июня 2015 года), сообщения информагентства публикуются на его страницах в социальных сетях, а также главным редактором информационного агентства "Время" (ИА N ФС 77-40347).
Кроме того, он ведет блог на сайте движения "Голос" (https:// www.golosinfo.org/blogs/345, последняя публикация от 29 июня 2020 года), страницы в социальных сетях "ВКонтакте", "Facebook", "Twitter", "YouTube".
За период с августа 2020 года по август 2021 года выявлен факт распространения Егоровым В.В. материалов иностранного средства массовой информации "Телеканал Настоящее Время", выполняющего функции иностранного агента, на личной странице фио в социальной сети "Facebook" - "Из марка автомобиля депортировали трех корреспондентов "Телеканала Настоящее время" с запретом на въезд на 10 лет" (https://www.facebook.com/vladimir.egorov.524/posts/3106694106115086). Материал содержит ссылку на видеоматериал телеканала "Настоящее время" (7 августа 2020 года).
В Министерство юстиции Российской Федерации из Федеральной службы по финансовому мониторингу письмом от 26 августа 2021 года поступила информация о получении Егоровым В.В, паспортные данные, денежных средств от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Так, на счет фио, открытый в ПАО "Сбербанк", 15 июня 2020 года, 29 июля 2020 года, 2 октября 2020 года, 2 ноября 2020 года, 1 декабря 2020 года, 29 декабря 2020 года, 29 января 2021 года, 5 марта 2021 года, 29 марта 2021 года, 30 апреля 2021 года, 1 июня 2021 года, 1 июля 2021 года, 2 августа 2021 года тринадцатью операциями поступило сумма от Фонда содействия правовому просвещению населения "Лига избирателей" (включен 28 октября 2020 года в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) в качестве перечисления вознаграждения по гражданско-правовому договору.
С учетом данных сведений распоряжением Министерства юстиции РФ от 29 сентября 2021 года N1109-р в соответствии с частями 3 и 7 статьи 6 Закона РФ "О средствах массовой информации" Егоров В.В. включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, включение фио в реестр согласно с МИД России, что подтверждено письмом от 21 сентября 2021 года (л.д.43).
Уведомление о включении фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, направлено административному истцу 30 сентября 2021 года.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, включая положения Закона РФ "О средствах массовой информации", исследовав, в том числе обозрев и огласив представленные суду доказательства, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что Егоров В.В. создает и распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", получал денежные средства от российской некоммерческой организации, признанной иностранным агентом, в связи с чем оспариваемое распоряжение принято административным ответчиком в пределах представленных ему полномочий при наличии законных к тому оснований.
Указанные обстоятельства подтверждены соответствующими сообщениями Роскомнадзора и Росфинмониторинга, оснований сомневаться в достоверности которых не имеется.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что включение фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, осуществленное в соответствии с законом, не может быть признано ограничивающим его права и свободы, не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, право административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны не нарушает.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение его прав, не преследующее правомерной цели, не являющееся необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, политически мотивировано, воспроизводят обстоятельства, на которые административный истец ссылался в обоснование заявленных требований и которые в силу требований статей 84, 178, 180, 226, 227 КАС РФ получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Утверждения в апелляционной жалобе о недопустимости представленных по делу доказательств - сообщений Роскомнадзора и Росфинмониторинга и нарушении судом принципа состязательности судебной коллегией отклоняются, поскольку в соответствии с требованиями статей 84, 176, 178 КАС РФ все обстоятельства дела установлены судом на основании доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства, которым суд в решении дал надлежащую правовую оценку.
Судебная коллегия отмечает, что факт распространения административным истцом сообщений и материалов для неограниченного круга лиц, а равно факт получения им денежных средств из иностранного источника в ходе судебного разбирательства административным истцом не оспаривался, в апелляционной жалобе ничем не опровергнут.
При этом Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Указанные полномочия определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N808.
Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (подпункт 4 пункта 5 Положения).
Подпунктом 9.3 пункта 5 определено, что Росфинмониторинг информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций.
Таким образом, Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение уполномоченных федеральных органов власти.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что информация о деятельности административного истца и получении им денежных средств получена Минюстом России в нарушение требований закона, подлежат отклонению.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что признание физического лица иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, возможно лишь при установлении связи между получением данным лицом иностранного финансирования и деятельностью, связанной с распространением им сообщений и материалов, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании административным истцом положений статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации", которые таких условий для признания физического лица иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, не содержат.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дорогомиловского районного суда адрес от 29 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 декабря 2022 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.