Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей адресВ., фио, при секретаре Бранец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-275/2021 по административному исковому заявлению Пушкина Андрея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес об оспаривании решения, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Зеленоградского районного суда адрес от 17 сентября 2021 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Лукашенко Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Пушкин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 14 октября 2020 года через отделение адрес в Андреевке истцом подано заявление о государственной регистрации права собственности без одновременного кадастрового учета на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050711:960, расположенного по адресу: адрес, Лесная поляна, уч. 172, к заявлению были приложены все необходимые документы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для государственной регистрации права собственности административного истца на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050711:960, однако, в ответ на вышеуказанное заявление административным истцом получено Уведомление о приостановлении государственной регистрации права, выданное Солнечногорским отделом Управления Росресстра адрес 27 октября 2020 года NКУВД-001/2020-19482306/2, которым было решено приостановить действия по государственной регистрации прав до 27 января 2021 года (на три месяца). В качестве основания для приостановления государственной регистрации права указано, что административным ответчиком в некие уполномоченные органы (без уточнения названий этих уполномоченных органов) был направлен запрос о подтверждении сведений (без указания каких именно) в Постановлении Главы администрации адрес от 23.11.2005г. N4878. При этом заявителю указано, что он вправе также предоставить указанные (без указания какие именно и у кого) документы самостоятельно. По окончании срока приостановления государственной регистрации (т.е. в данном случае через один месяц с даты приостановления) государственный регистратор обязан был осуществить действия по государственной регистрации, либо по основаниям, указанным в Федеральном законе о 13 июля 2015г. N218-ФЗ, принять решения об отказе в государственной регистрации права.
Как следует из правовой позиции, сформированной в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов к информации, запрошенных органом государственной регистрации, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственной регистрации права. Решением Солнечногорского отдела Управления Росресстра адрес 27 января 2021 года NКУВД-001/2020-19482306/2 было отказано истцу в государственной регистрации права собственности истца на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050711:960, считая данное решение незаконным, административный истец просил суд признать незаконным решение Управления Росреестра адрес от 27 января 2021 года NКУВД-001/2020-19482306/2 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050711:960, обязать Управление Росреестра по адрес произвести государственную регистрацию права собственности фио на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050711:960, расположенный по адресу: адрес. Лесная поляна, уч. 172, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма.
Решением Зеленоградского районного суда адрес от 17 сентября 2021 года постановлено:
административное исковое требование Пушкина Андрея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес об оспаривании решения, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение Солнечногорского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от 27 января 2021 года NКУВД-001/2020-19482306/2 об отказе в государственной регистрации права собственности фио, в отношении земельного участка N172, расположенного по адресу: адрес, СНТ "Лесная поляна", уч. 172, имеющий кадастровый номер 50:09:0050711:960.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес в пользу Пушкина Андрея Владимировича расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального и процессуального права, а также несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований фио
Как верно установлено судом первой инстанции, 14.10.2020 года истец обратился через адрес адрес в Андреевке с заявлением в Управление Росреестра по адрес о проведении государственной регистрации права собственности без одновременного кадастрового учета на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050711:960, расположенного по адресу: адрес, СНТ "Лесная поляна", уч. 172, 27 октября 2020 года NNКУВД-001/2020-19482306/1, которым было решено приостановить действия по государственной регистрации прав до 27 января 2021 года (на три месяца). В качестве основания для приостановления государственной регистрации права указано, что административным ответчиком в некие уполномоченные органы (без уточнения названий этих уполномоченных органов) был направлен запрос о подтверждении сведений (без указания каких именно) в Постановлении Главы администрации адрес от 23.11.2005г. N4878. При этом заявителю указано, что он вправе также предоставить указанные (без указания какие именно и у кого) документы самостоятельно. По окончании срока приостановления государственной регистрации (т.е. в данном случае через один месяц с даты приостановления) государственный регистратор обязан был осуществить действия по государственной регистрации, либо по основаниям, указанным в Федеральном законе о 13 июля 2015г. N218-ФЗ, принять решения об отказе в государственной регистрации права. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес 27 января 2021 года NКУВД-001/2020-19482306/2 было отказано истцу в государственной регистрации права собственности истца на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050711:960.
Согласно заключения СНТ "Лесная поляна", земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050711:960, расположенного по адресу: адрес. Лесная поляна, уч. 172 закреплен за Пушкиным А.В. на основании решения общего собрания членов СНТ "Лесная поляна" от 16 мая 2004 года Протокол б/н от 16.05.2004 г. в соответствии с Топографическим планом СНТ "Лесная поляна" М1:1000, изготовленным Солнечногорским филиалом ГУП "МОБТИ" в 2003 году, устанавливающим распределение земельных участков в СНТ "Лесная поляна" (л.д.5-7).
адрес с кадастровым номером 50:09:0050711:960, расположенный по адресу: адрес, СНТ "Лесная поляна", уч. 172 закреплен за Пушкиным А.В. на основании Постановления Главы адрес N4878 от 23 ноября 2005 года. (л.д. 4)
При этом, суд исходил из того, что решением Зеленоградского районного суда адрес от 27 мая 2021 года, вступившим в законную силу, постановлено: Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от 27 октября 2020 года NКУВД-001//2020-19482306/1 о приостановлении государственной регистрации права собственности, в отношении земельного участка N172 расположенного по адресу: адрес, СНТ "Лесная поляна", имеющий кадастровый номер 50:09:0050711:960. Признать бездействие Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, выразившееся в неосуществлении государственной регистрации в установленный законом срок права собственности фио на земельный участок N172, расположенный по адресу: адрес, СНТ "Лесная поляна", имеющий кадастровый номер 50:09:0050711:960 - незаконным. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес осуществить государственную регистрацию права собственности фио на земельный участок N172, расположенный по адресу: адрес, СНТ "Лесная поляна", имеющий кадастровый номер 50:09:0050711:960.
14 октября 2020 года Пушкин А.В. обратился в Управление Росреестра по адрес через адресо Солнечногорск в Андреевке с заявлением NMFC-0555/2020-1029083-l об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении земельного участка по адресу: адрес, СНТ "Лесная поляна", уч. 172.
27 октября 2020 года административный ответчик уведомлением приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав собственности NКУВД-001/2020-19482306/1 для направления запроса о подтверждении сведений в представленных истцом документах.
Однако Уведомлением NКУВД-001/2021-3474003/3 от 11 мая 2021 года административный ответчик отказал в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения об отказе в осуществлении регистрационных действиях, изложенного в уведомлении от 27 января 2021 года.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Государственная регистрация прав осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), статьей 1 которого определено, что последняя представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении требований, суд исходил из того, что при рассмотрении дела судом была установлена необходимая совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства, повлекшее за собой нарушение прав административного истца.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Ссылка представителя ответчика в апелляционной жалобе на то, что истец обращается в суд с теми же основаниями к тем же лица является несостоятельным, поскольку решением Зеленоградского районного суда адрес от 27 мая 2021 года, вступившим в законную силу, признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от 27 октября 2020 года NКУВД-001//2020-19482306/1 о приостановлении государственной регистрации права собственности, в отношении земельного участка N172 расположенного по адресу: адрес, СНТ "Лесная поляна", имеющий кадастровый номер 50:09:0050711:960. Тогда как в настоящем деле истец просит признать незаконным решение Управления Росреестра адрес от 27 января 2021 года NКУВД-001/2020-19482306/2 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0050711:960.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда адрес от 17 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.