Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей адресВ., фио, при секретаре Овчинниковой Д.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по докладу судьи фиоИ
по апелляционной жалобе представителя административного истца фио Лтд фио на решение Тверского районного суда адрес от 31 мая 2022 года, которым постановлено: в удовлетворении административных исков фио Лтд, фио об оспаривании пунктов решения антитеррористической комиссии адрес отказать.
установила:
фио Лтд, фио обратились в суд с административными исками, в которых оспариваются п.п. 2.7, 2.8 решения антитеррористической комиссии адрес N 4-13-14545/20 от 31 августа 2020г.
Представитель фио по доверенности фио в судебное заседание явился, завяленные требования поддержал.
Представитель фио Лтд фио в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Представители Правительства Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес фио, фио против удовлетворения заявленных требований возражали по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец фио Лтд, полагая, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительности причин своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 1 и 2 ст. 46).
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений в том числе органа государственной власти, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица, органа государственной власти (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Такой совокупности условий для удовлетворения административного иска по делу судом первой инстанции не установлено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции административными истцами оспариваются пункты принятого антитеррористической комиссии адрес решения N 4-13-14545/20 от 31.08.2020г, согласно которым на диспетчерские службы заказа легковых такси, а также таксомоторные компании (юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие действующие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории адрес или адрес), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оказание услуг (организацию оказания услуг) по перевозке пассажиров по заказу легковыми автомобилями, возложена обязанность представлять следующие данные в государственную информационную систему "Единая региональная навигационно-информационная система адрес" (далее - ГНС ЕРНИС) о водителях, осуществляющих перевозку: фамилия, имя, отчество (водителя); дата рождения, паспортные данные, место жительства (водителя); место его трудоустройства (наименование организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя); серия, номер, срок действия водительского удостоверения, стаж вождения; государство, выдавшее водительское удостоверение; номер разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (для легковых такси); номер государственного регистрационного знака транспортного средства, с использованием которого осуществляется перевозка; данные о сериях и номерах страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, а также о датах начала и окончания срока страхования; об указанных в страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, целях использования транспортного средства; сведения о прохождении медицинских предрейсовых и послерейсовых осмотров; сведения о прохождении технических
предрейсовых и послерейсовых осмотров транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки.
Диспетчерские службы заказа легковых такси и перевозчики должны передавать указанные данные о водителях легковых такси ежедневно в режиме онлайн в ГИС ЕРНИС (пункт 2.7).
Пунктом 2.8 Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес в целях реализации пункта 2.7 протокола предписано:
Направить в адрес диспетчерских служб заказа легковых такси и перевозчиков уведомления о необходимости исполнения пункта 2.7 протокола.
Принять меры по организации взаимодействия оператора ГИС ЕРНИС с диспетчерскими службами заказа легковых такси и перевозчиками для исполнения пункта 2.7 протокола, включая издание приказа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры адрес (при необходимости). Установить порядок и сроки представления данных о водителях легковых такси диспетчерскими службами заказа легковых такси и перевозчиками в ГИС ЕРНИС.
Обеспечить контроль за исполнением диспетчерскими службами заказа легковых такси и перевозчиками пункта 2.7 протокола.
В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от дата N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" по решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне формируется коллегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Функции указанного органа реализуются в соответствии с положением о нем, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4).
В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений и (или) для реализации решений органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, могут издаваться акты (совместные акты) этих органов и формироваться коллегиальные органы по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Такие коллегиальные органы формируются по решению руководителя органа, сформированного в соответствии с настоящей частью, который утверждает положение о коллегиальном органе и его состав. Решения органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации (ч. 4.1).
Указом Президента Российской Федерации от дата N 116 "О мерах по противодействию терроризму" постановлено в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму образовать для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации (п. 3). Установлено, что положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и ее регламент утверждаются председателем Комитета (пп. "а" п. 12).
Председателем Национального антитеррористического комитета от 17 июня 2016г. утверждено Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, согласно которому антитеррористическая комиссия в субъекте Российской Федерации является органом, образованным в целях координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. 1). Комиссия для решения возложенных на нее задач имеет право: принимать решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции; запрашивать и получать в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц необходимые материалы и информацию по вопросам, отнесенным к ее компетенции (пп.пп. "а, б" п. 6).
Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в субъекте Российской Федерации (п. 10).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от дата N 116 "О мерах по противодействию терроризму" для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти адрес и органов местного самоуправления адрес по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений, распоряжением Мэра Москвы от дата N 104-РМ образована Антитеррористическая комиссия адрес.
Положения ст. 8 Федерального закона от дата N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" устанавливают, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), транспортных средств.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от дата N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 1).
В части 16 приведены обязательные требования, которым должно соответствовать легковое такси, водитель легкового такси, а также обязательные требования по обеспечению технического обслуживания и ремонта такси, проведению контроля технического состояния такси, обеспечению прохождения водителями легкового такси медицинского осмотра.
Проверяя обоснованность предъявленных требований, суд правомерно исходил из того, что оспариваемые положения решения антитеррористической комиссии адрес, направленные на получение необходимых сведений о водителях такси, осуществляются в целях реализации полномочий и возложенных на антитеррористическую комиссию адрес обязанностей по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
Руководствуясь положениями п. 2 ч. 2 ст. 12, п. 1 ч. 1, ч.3, ч.4 ст. 13 Федерального закона 27.07.2006г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", суд пришел к обоснованному выводу о том, что федеральными законами может быть закреплен перечень видов информации, предоставляемой в государственные информационные системы в обязательном порядке. Условия ее предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами, что предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 03 декабря 2013г. N 780-ПП, в соответствии с которым создана Государственная информационная система "Единая региональная навигационно-информационная система адрес", утверждено Положение о государственной информационной системе "Единая региональная навигационно-информационная система адрес".
Согласно Положению, РНИС представляет собой государственную информационную систему, предназначенную для обеспечения сбора, обработки, хранения и предоставления навигационной и телеметрической информации о движении на территории адрес транспортных средств (далее - мониторинговая информация), оснащенных навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее - абонентский телематический терминал) и зарегистрированных в РНИС, информации о собственниках транспортных средств, а также лицах, владеющих транспортными средствами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (далее - владельцы ТС), об абонентских телематических терминалах, о транспортных средствах, а также об иной справочной информации (п. 1.2).
Функциями РНИС являются: сбор, обработка и хранение мониторинговой информации, поступающей в РНИС от абонентских телематических терминалов или из информационных систем, осуществляющих сбор мониторинговой информации, а также справочной информации, предоставляемой владельцами ТС или поступающей из информационных систем, о транспортных средств, передвигающихся на территории адрес, осуществляющих перевозки пассажиров (п. 3.2.1.1); предоставление доступа к содержащейся в РНИС информации пользователям РНИС в соответствии с правами доступа (п. 3.2.2).
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 14 февраля 2009г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право получать услуги в сфере навигационной деятельности в установленном ими порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных и биометрических персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые положения решения антитеррористической комиссии адрес о предоставлении персональных данных о водителях в государственную информационную систему "Единая региональная навигационно-информационная система адрес" приняты в пределах компетенции комиссии, в целях реализации полномочий и возложенных обязанностей по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений и не противоречат положениям Федерального закона от дата N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от дата N 152-ФЗ "О персональных данных".
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление данных в ГИС ЕРНИС ни как не связано с профилактикой терроризма, несостоятельны, поскольку в соответствии с п. 8 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации. В соответствии с п.п. "г" п. 31 Концепции в процессе информационно-аналитического обеспечения противодействия терроризму решаются следующие основные задачи организации и осуществлению информационного взаимодействия субъектов противодействия терроризму.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пункты оспариваемого Протокола носят характер нормативного акта, но Антитеррористическая комиссия адрес не наделена полномочиями для принятия нормативных актов, не свидетельствуют о незаконности решения суда. Определением Московского городского суда от 09 июня 2021г. при решении вопроса о передаче дела по подсудности в Тверской районный суд адрес, судом установлено, что оспариваемые пункты Протокола носят ненормативный характер, в связи с чем, дело было передано на рассмотрение в Тверской районный суд адрес, определение Московского городского суда оставлено без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда от 11.10.2021г. и кассационным определением Второго кассационного суда от 30.11.2021г.
Ссылка в апелляционной жалобе на не рассмотрение заявления группы лиц о присоединении к административному исковому заявлению, не свидетельствует о процессуальных нарушениях суда при рассмотрении административного иска, поскольку в силу ст. 42 КАС РФ, у суда отсутствует обязанность совместного рассмотрения настоящего административного иска и коллективного иска нескольких истцов.
С учетом изложенного, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226, части 2 статьи 227 КАС РФ считает правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска, полагая, что законность оспариваемого решения, соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также принятие в рамках предоставленной административному ответчику законом компетенции, с соблюдением порядка и оснований принятия, нашли свое подтверждение в собранных по делу доказательствах, оснований не доверять которым судебная коллегия не усматривает. В настоящем деле необходимая совокупность условий для удовлетворения требований отсутствует.
Решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда; сводятся по сути к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к повторному изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется, так как она полностью соответствует процессуальному закону.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований к отмене или изменению решения суда не установлено.
руководствуясь ст.ст. 308-311 КАС, судебная коллегия
определила:
решение Тверского районного суда адрес от 31 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.