Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФСИН России на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 10 июня 2022 года, которым постановлено:
"Заявленные требования удовлетворить частично.
Обязать ФСИН России в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу решить вопрос о месте дальнейшего отбывания наказания Абдуллаева Юсифа Салваровича ближе к месту жительства родственников, проживающих в адрес.
Признать незаконным бездействие ФСИН России в части нарушения срока рассмотрения обращений Абдуллаева Юсифа Салваровича от 16.03.2021 г. и 10.08.2021 г.
Взыскать с Российской Федерации (казны) в лице ФСИН России в пользу Абдуллаева Юсифа Салваровича компенсацию морального вреда в размере сумма
В остальной части административного иска - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Абдуллаев Ю.С. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия) административного ответчика в части нарушения положения Федерального закона N59-ФЗ, взыскании компенсации в размере сумма, обязании вынести решение об этапировании в субъект по месту жительства родственников, взыскании компенсации морального вреда в размере сумма в связи с отсутствием возможности видеться с родственниками, мотивируя свои требования тем, что в 2014 году фио был направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по адрес, что находится за 2 000 км. от места жительства родственников, не позволяет ему в полной мере реализовать право на свидания с родственниками и причиняет административному истцу тяжелые нравственные страдания. Кроме того, 16 марта 2021 года и 10 августа 2021 года административный истец направил в ФСИН России заявления о переводе в иное исправительное учреждение, ответы на которые им получены не были. Указанными действиями (бездействием) административного ответчика нарушены права и законные интересы административного истца, гарантированные, в том числе, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции, Абдуллаев Ю.С. осужден Тихвинским городским судом адрес к 15 годам лишения свободы.
10 августа 2015 года Ухтинским городским судом адрес приговорен к наказанию в виде лишения свободы сроком 15 лет 11 мес. 7 дней с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Абдуллаев Ю.С. был направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по адрес.
Конец срока наказания: 16 июля 2031 года.
Согласно справке по личному делу Абдуллаев Ю.С. был зарегистрирован проживающим по адресу: адрес. Родственники административного истца также проживают в адрес.
Для отбывания наказания Абдуллаев Ю.С. был направлен в ФКУ ИК-8 УФСИН России по адрес.
Родственники Абдуллаева Ю.С. приезжают ежегодно, в основном на краткосрочные свидания.
Согласно представленным материалам дела, в том числе, справке начальника УД ФСИН фио Ветровой от 15 апреля 2022 года. в 2014, 2017 и 2020 году Абдуллаев Ю.С. направлял в ФСИН России заявления о несогласии с местом отбывания наказания.
16 марта 2021 года и 10 августа 2021 года Абдуллаев Ю.С. направил в ФСИН России заявления о переводе в иное исправительное учреждение, которые поступили в ФСИН России 29 марта 2021 года и 18 августа 2021 года соответственно.
02 ноября 2021 года ФСИН России направила ответ об отказе в удовлетворении заявления, поскольку Абдуллаев Ю.С. был направлен для отбывания наказания в соответствии с ч.4 ст. 73 УИК РФ.
Разрешая требования, заявленные административным истцом, суд первой инстанции пришел к выводу об их частичном удовлетворении, исходя при этом из того, что каких-либо доказательств того, что Абдуллаев Ю.С. не мог быть направлен в исправительное учреждение ближе к месту жительства не представлено, при этом административному истцу было неоднократно отказано в переводе в иное исправительное учреждение, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о том, в данном случае административным ответчиком были нарушены положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и учитывая степень нравственных страданий административного истца, длительность нарушения прав административного истца в связи с невозможностью заключенного поддерживать семейные связи, взыскал компенсацию в размере сумма Разрешая требования административного истца о признании незаконным бездействия ФСИН России в связи с неполучением Абдуллаевым Ю.С. ответов на его обращения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявления фио рассмотрены не в установленный законом срок, соответственно ФСИН России допущено незаконное бездействие в части нарушения срока рассмотрения обращения, в связи с чем, в целях восстановления нарушенного права, обязал ФСИН России решить вопрос о месте дальнейшего отбывания наказания в субъект ближе к месту жительства родственников, не найдя оснований для взыскания денежной компенсации за нарушение срока рассмотрения обращения, ссылаясь на отсутствие оснований для ее взыскания.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.
В соответствии со статьей 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (часть 1); в то же время, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (часть 2).
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что к иным исключительным обстоятельствам, допускающим в силу части 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, среди прочего, относится и невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы (кассационные Определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации N 5-КА19-51 от 06 ноября 2019 г, N 5-КА19-24 от 12 июля 2019 г. и др.).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 9 которого по письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, либо сего согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона, гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Приказом ФСИН России от 14 августа 2020 года N 555 утвержден Регламент Федеральной службы исполнения наказаний, главой XII которого предусмотрен порядок работы органом ФСИН России с обращениями граждан.
Согласно пункту 158 Приказа, работа с обращениями граждан и организаций в ФСИН России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФСИН России.
В силу пункта 161, письменные обращения граждан, поступившие в ФСИН России в соответствии с ее компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях директор ФСИН России, заместитель директора ФСИН России, курирующий соответствующее структурное подразделение ФСИН России, либо начальник структурного подразделения ФСИН России, давший соответствующее поручение, вправе продлить срок рассмотрения письменного обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего письменное обращение.
Приказом ФСИН России от 10 августа 2011 года N 464 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний" предусмотрено, что особенности работы по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) регламентируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Таким образом, при рассмотрении обращений граждан, с целью осуществления делопроизводства на основе единой политики, ФСИН России руководствуется общим порядком, предусмотренным Федеральным законом N59-ФЗ, в том числе, в части срока рассмотрения обращений о переводе осужденных в иные исправительные учреждения и направления ответа.
В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно статьям 17, 21, 53 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101) и статьей 151 данного кодекса.
Согласно статье 151 этого кодекса, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина (пункт 2).
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8).
Принимая во внимание, что у административного истца отсутствовала возможность реализовать свои права и законные интересы, гарантированные нормами действующего законодательства Российской Федерации, ввиду отбывания наказания в исправительном учреждении, расположенном на дальнем расстоянии от места жительства близких родственников, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о возложении на ФСИН России в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, обязанности решить вопрос о месте дальнейшего отбывания наказания фио ближе к месту жительства родственников, проживающих в адрес, а также о необходимости взыскания компенсации в размере сумма, которая была определена с соблюдением требований разумности и справедливости, с учетом характера и продолжительности нарушения прав фио Учитывая, что Абдуллаев Ю.С. обратился в ФСИН России с заявлением о переводе в исправительное учреждение по месту жительства его близких родственников 16 марта 2021 года и 10 августа 2021 года, однако, ответ административным ответчиком дан 02 ноября 2021 года, ФСИН России допущено незаконное бездействие, которое нарушило право фио на своевременное рассмотрение обращения, вместе с тем, принимая во внимание, что указанный ответ административным истцом получен, доказательств причинения истцу нравственных страданий не представлено, нарушение прав административного истца, влекущего взыскании компенсации не установлено, оснований для взыскания денежной компенсации, в частности в размере сумма не имеется, данное требование подлежит оставлению без удовлетворения.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы представителя административного ответчика о том, что возможность иметь свидания с близкими родственниками, регламентированная главой 13 УИК РФ, не зависит от местонахождения исправительного учреждения, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку расстояние от места отбывания фио наказания до места жительства его родственников само по себе указывает на наличие достаточно серьезных препятствий в организации свиданий, требующих значимых финансовых и временных затрат. Находясь в исправительном учреждении на территории адрес, он ограничен в осуществлении права на свидание, гарантированного частью 1 статьи 89 УИК РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 10 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 15 декабря 2022 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.