Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО Научно-производственный союз "Коммунмашстрой" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверностью сведений об объекте оценки, использованных при расчете кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
АО Научно-производственный союз "Коммунмашстрой" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером ЗУ, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 109 708 158 рублей 36 копеек, по состоянию на 1 января 2021 года - в размере 112 422 416 рублей 79 копеек. Указанная кадастровая стоимость земельного участка определена исходя оценочной группы 6.1 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)".
Между тем вид разрешенного использования земельного участка "эксплуатация существующих административных зданий" не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
По указанию заявителя в здании расположены объекты здравоохранения, в связи с чем наиболее подходящей оценочной группой, исходя из которой должна была рассчитываться кадастровая стоимость земельного участка, будет являться 10 группа "Объекты социальной инфраструктуры".
В такой ситуации административный истец просит признать незаконными решения ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 14 сентября 2022 года N *1 и N *2 об отказе в пересчете кадастровой стоимости незаконными; пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 1 января 2018 года и на 1 января 2021 года, исходя из отнесения данного земельного участка к 10 оценочной группе "Объекты социальной инфраструктуры".
Представитель АО Научно-производственный союз "Коммунмашстрой" по доверенности Аверин Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" Яворский Д.Д. в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы Сергеева А.Б. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Представители заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 109 708 158 рублей 36 копеек, по состоянию на 1 января 2021 года - в размере 112 422 416 рублей 79 копеек, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. АО Научно-производственный союз "Коммунмашстрой" уплачивает арендные платежи за пользование земельным участком с кадастровым номером ЗУ исходя из его кадастровой стоимости, в связи с чем результаты определения кадастровой стоимости земельного участка влияют на права административного истца как арендатора.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 248 КАС РФ о снованием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, среди прочего, является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (разрешенное использование земельного участка).
Как следует из материалов дела, административный истец 15 августа 2022 года обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" с заявлениями об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года и на 1 января 2021 года.
Решениями ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 14 сентября 2022 года N *1 и N *2 заявителю в пересчете кадастровой стоимости отказано.
Пользуясь предоставленным Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ и ст. 248 КАС РФ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Оценивая доводы заявителя о том, что вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, следовательно, при проведении государственной кадастровой оценки участок ошибочно был отнесен к объектам, предназначенным для размещения административных и офисных зданий, суд исходит из следующего.
Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в г. Москве как по состоянию на 1 января 2018 года, так и на 1 января 2021 года определялся приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (далее - Методические указания).
В соответствии с п. 1.2 Методических указаний к адастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
В случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 4 июня 2019 года N 318, для целей Указаний под видом использования понимается такое фактическое использование объекта недвижимости.
В иных случаях под видом использования понимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
В силу п. 1.3 Методических указаний п ри определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости.
При проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории г. Москвы, ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" была произведена группировка земельных участков по 13 оценочным группам, среди которых поименованы оценочная группа 6 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", оценочная группа 10 "Объекты социальной инфраструктуры". В рамках 6 оценочной группы предусмотрена подгруппа 6.1 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)".
Сведений о том, что имело место подтверждение информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, не имеется.
Таким образом, под видом использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ понимается вид его разрешенного использования, содержащийся в ЕГРН, то есть "эксплуатация существующих административных зданий".
В указанной ситуации кадастровая стоимость спорного земельного участка на 1 января 2018 года и на 1 января 2021 года определена исходя оценочной группы 6, подгруппы 6.1 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)". Данные обстоятельства подтверждаются разъяснениями ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 9 августа 2022 года.
В свою очередь административный истец полагает, что участок подлежит отнесению к оценочной группе 10 "Объекты социальной инфраструктуры". В обоснование своих требований административный истец ссылается на решение Московского городского суда от 22 марта 2022 года по иску АО Научно-производственный союз "Коммунмашстрой" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, которым установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ, явившийся основанием для включения находящегося на нем здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не в полной мере соответствует видам разрешенного использования, поименованным в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития от 15 февраля 2007 года N 39.
Также административный истец в обоснование заявленных требований ссылается на то, что большая часть здания используется для размещения объектов здравоохранения, что позволяет отнести земельный участок, на котором это здание находится, к объектам социальной инфраструктуры.
Между тем решение Московского городского суда от 22 марта 2022 года кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2022 года отменено, в связи с чем в законную силу не вступило.
При этом суд учитывает, что критерии отнесения зданий к объектам налогообложения, предусмотренные ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, и критерии отнесения земельных участков к оценочным группам не являются идентичными. Так, основным критерием для отнесения объекта капитального строительства к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, является вид экономической деятельности, осуществляемый в таком здании, который должен быть связан с осуществлением самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, и который может быть установлен исходя из вида разрешенного использования земельного участка, поскольку владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением.
При рассмотрении дел об обоснованности включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, проверяется соответствие зданий, включенных к такой перечень, требованиям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, исходя из правовой позиции, изложенной в п остановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, выяснению подлежит то обстоятельство, используется ли более 20% от общей площади помещений в зданиях, расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает различные способы их использования, в целях размещения офисных помещений, помещений бытового обслуживания, общественного питания и торговли.
В свою очередь для отнесения земельных участков к оценочной группе 6 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", подгруппе 6.1 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)" не требуется установление факта использования более 20% от общей площади находящегося на таком участке здания для размещения офисов. Напротив, в силу п. 1.8 Методических указаний определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости. То есть земельный участок подлежит отнесению к 6 оценочной группе в случае, если он предполагает размещение на нем административных и офисных зданий, вне зависимости от их фактического использования.
При этом суд отмечает, что отнесение земельного участка к подгруппе 6.1 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)" осуществляется не только в том случае, если он предполагает размещение офисных зданий, но и в случае размещения на нем административных зданий, предназначенных для размещения служебных кабинетов, в которых самостоятельная коммерческая и деловая деятельность может не осуществляться, что отвечает положениям, закрепленным в пункте 9.2.2 Методических указаний. В свою очередь вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ЗУ прямо предусматривает возможность его эксплуатации для размещения административных зданий.
В такой ситуации доводы административного истца о том, что вид разрешенного использования земельного участка не позволяет отнести его к оценочной подгруппе 6.1 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (основная территория)" являются несостоятельными.
Что касается ссылок административного истца на то обстоятельство, что в здании находятся помещения, занятые объектами здравоохранения, то они также не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно отчету ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" (т. 3), к объектам 6 группы "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий" относятся объекты, представляющие собой земельные участки, предназначенные для размещения объектов делового и коммерческого назначения, преимущественно умственного труда и непроизводственной сферы деятельности:
земельные участки под зданиями, в которых работают служащие, хранят и обрабатывают документы;
земельные участки под административно-офисными зданиями;
земельные участки под зданиями кредитно-финансовых и страховых организаций, банков;
земельные участки под зданиями нотариально-юридических учреждений;
земельные участки под административными зданиями (за исключением административно-производственных, административно-бытовых и иных административных зданий, относящихся к производственной сфере деятельности).
В свою очередь к объектам 10 группы "Объекты социальной инфраструктуры" относятся объекты, представляющие собой земельные участки под объектами государственных учреждений общего и социально-экономического характера, под зданиями учебных заведений, учреждений, специально созданных для организации научных исследований и проведений опытно-конструкторских разработок, под зданиями объектов здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. К объектам 10 группы относятся земельные участки, на которых расположены следующие объекты: здания и помещения органов государственного управления общего и социально-экономического характера, в том числе здания администраций, конторы (если нет прямого указания на принадлежность к 6 группе), здания муниципалитета; здания и помещения органов по реализации внешней политики, обеспечению законности, прав и свобод граждан, в том числе учреждения социальной защиты населения (собесы, биржи труда и др.); здания и помещения органов по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, в том числе суды и прокуратура, правоохранительные организации (налоговые службы, милиция, таможня); здания и помещения организаций обязательного социального обеспечения и объектов предоставления социальных услуг, в том числе дома-интернаты для инвалидов и престарелых, для детей-инвалидов и т.п.; здания и помещения спортивных клубов коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, детско-юношеских спортивных школ, клубов физической подготовки; здания и помещения спортивно-технических школ; образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта; общероссийских физкультурно-спортивных объединений (физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества); здания и помещения
театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и коллективов филармонии; выставок, музеев; музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений и библиотек; здания и помещения объектов религиозных групп и организаций; гидрометеорологической службы; здания и помещения здравоохранения, в том числе стоматологические кабинеты, зуботехнические лаборатории, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории; диспансеры всех типов; дневные стационары диспансеров и стационары частных клиник: травмпункты, подстанции скорой и неотложной медицинской помощи; дерматовенерологические, психиатрические, инфекционные и фтизиатрические кабинеты врачебного приема; отделения (кабинеты) магнитно-резонансной томографии; рентгеновские кабинеты, а также помещения с лечебной или диагностической аппаратурой и установками, являющимися источниками ионизирующего излучения, превышающего допустимый уровень, установленный санитарно-эпидемиологическими правилами, ветеринарные клиники и кабинеты; здания и помещения учебно-воспитательного назначения, в том числе учреждения образования и подготовки кадров, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи колледжи, школы-интернаты и т.п.), учреждения профессионального образования начального, среднего, высшего и последипломного, внешкольные учреждения (школьников и молодежи), специализированные учреждения (аэроклубы, автошколы, оборонные учебные заведения и т.п.); здания и помещения здравоохранения и социального обслуживания населения, в том числе лечебные учреждения со стационаром, медицинские центры и т.п, амбулаторно-поликлинические и медико-оздоровительные учреждения, станции переливания крови и др, аптеки, молочные кухни, медико-реабилитационные и коррекционные учреждения, в том числе для детей, учреждения без стационара, учреждения со стационаром, в том числе дома-интернаты для инвалидов и престарелых, для детей-инвалидов и т.п.; объекты связи, предназначенные для
непосредственного обслуживания населения: почта, телеграф, отделение связи, узел связи, отделение связи с АТС и т.д.; здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов; объекты физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения: со зрителями, без зрителей; здания и помещения культурно-просветительного назначения и религиозных организаций: библиотеки и читальные залы, музеи и выставки, религиозные организации и учреждения для населения, зрелищные и досугово-развлекательные учреждения, зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные залы, цирки и т.п.), клубные и досугово-развлекательные учреждения; административные учреждения, учреждения социально-направленные и иные учреждения; научно-исследовательские организации, проектные и конструкторские организации, лаборатории; редакционно-издательские и информационные организации (за исключением типографий); библиотеки, фильмотеки, медиатеки; лаборатории медицинских учреждений, лаборатории образовательных учреждений и иные лаборатории; многофункциональные здания с преимущественной социальной направленностью.
Пунктами 1.9, 1.10 Методических указаний о государственной кадастровой оценке предусмотрено, что определение кадастровой стоимости должно осуществляться на основе единства судьбы земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимости. Земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.
Как следует из акта N */ОФИ ГКО от 2 сентября 2022 года о фактическом использовании объекта для целей государственной кадастровой оценки, а также акта N */ОФИ от 30 мая 2022 года о фактическом использовании нежилого здания для целей налогообложения, в нём действительно находятся как помещения, занятые объектами здравоохранения, так и офисные помещения, в том числе помещения АО Научно-производственный союз "Коммунмашстрой", Кредитно-финансовый консалтинг "Ассист Финанс", ООО "Алсисинстрой", ООО "Закон и человек", что в полной мере отвечает 6 оценочной группе "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий". То обстоятельство, что часть помещений в здании занята объектами здравоохранения, само по себе не свидетельствует о возможности отнесения всего здания к объекту социальной инфраструктуры.
Как было указано выше, действующее законодательство не предусматривает необходимости вычисления процента площади помещений, используемых для осуществления различных видов деятельности из предусмотренных видами разрешенного использования земельного участка, для отнесения такого земельного участка к определенной оценочной подгруппе. Напротив, согласно п. 1.8 Методических указаний определение кадастровой стоимости земельного участка осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, в настоящем случае - для размещения административных зданий.
В такой ситуации суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований истца о признании решений ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" незаконными и пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований АО Научно-производственный союз "Коммунмашстрой" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.