Судья Московского городского суда Леонова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе фио постановление судьи Останкинского районного суда адрес от 05.05.2022, которым
гражданин Исмайилзада фио,... паспортные данные и гражданин фио, проживающий со слов по адресу: адрес, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
04.05.2022 в отношении гражданина фио фио оперативным дежурным ОП по обслуживанию ВДНХ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Останкинский районный суд адрес, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
фио обратился с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, указывая на отсутствие события административного правонарушения.
фио, защитник фио в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали.
Заслушав участвующих лиц, проверив письменные материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете, иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Частью 2 названной статьи установлено, что постановке на учёт по месту пребывания подлежат: 1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) не имеет места жительства; б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом; г) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; д) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание; 2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.
В соответствии со ст. 21 названного Федерального закона если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Учёт по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно ст. 22 этого же Федерального закона постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:1) иностранный гражданин: а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных чч. 3, 3.1 и 4 настоящей статьи; 2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных чч. 3, 3.1 ст. 20 настоящего Федерального закона: а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном ч. 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных чч. 3, 3.1 и 4 настоящей статьи; б) передаёт иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Несоблюдение указанных требований закона в соответствии с ч. 3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечёт административную ответственность и назначение административного наказания.
Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 04.05.2022 в 17 часов 15 минут по адресу: адрес, ВДНХ, кафе "Мичурин" при проверке соблюдения требований миграционного законодательства был выявлен гражданин адрес - фио, который прибыл в Российскую Федерацию 19.02.2020 в порядке, не требующем получения визы, 17.01.2022 встал на миграционный чет, 27.03.2022 срок регистрации по месту пребывания истек, тем самым фио, нарушив требования миграционного учета, установленные ст. 20, 21, 22 ФЗ N109 от 18.07.2006года "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". При этом фио ранее привлекался к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ постановлением начальника отдела МВД России по адрес от 12.07.2021, вступившим в законную силу 23.07.2021.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность фио подтверждены: - протоколом об административном правонарушении от 04.05.2022; - рапортом полицейского отдельной роты адрес по обслуживанию ВДНХ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 04.05.2022; - протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; - письменными объяснениями фио от 04.05.2022; - фотокопиями паспорта, патента, миграционной карты на имя фио; - сведениями базы ФМС России АС ЦБДУИГ; - постановлением начальника ОМВД России по адрес по адрес N0697723 от 12.07.2021, которым гражданин фио фио привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере сумма (наказание исполнено 12.08.2021).
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с таким выводом у суда второй инстанции не имеется.
В настоящей жалобе фио ставит вопрос об отмене состоявшего постановления и прекращении производства по делу, указывая на отсутствие состава административного правонарушения, в связи с тем, что он поставлен на учет по месту жительства на адрес.
Вместе с тем, указанное не является основанием для прекращения производства по делу, поскольку, согласно информации, полученной по запросу суда второй инстанции, по учетам УВМ ГУ МВД России по адрес Исмайилзаде фио,... паспортные данные, по состоянию на 06.10.2022 поставленным на миграционный учет и зарегистрированным по месту жительства (пребывания) на территории адрес не значится.
Объективных доказательств, подтверждающих постановку фио на миграционный учет по месту жительства, ни лицом, привлекаемым к ответственности, ни его защитником, - не представлены. Отсутствуют сведения о подаче гражданином иностранного государства документов в соответствующие органы, осуществляющие регистрацию по месту жительства.
Имеются сведения в отношении Исмайилзаде фио, о выдаче патента на работу серии 77 N 2101152211, выданному 12.05.2021, УВМ ГУ МВД России по адрес, серия бланка РР N 6081022. По состоянию на 06.10.2022 статус патента - действительный.
Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что фио, не поставленный на миграционный учет по месту жительства, обладает право осуществления трудовой деятельности на адрес, и при этом производит оплату сбора в счет оплаты за патент, дающий права осуществления указанной выше деятельности, прихожу к выводу об изменении обжалуемого постановления, исключении указания на назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на адрес только тем, кто законно на ней находится
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.ч.1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Ссылка лица, привлекаемого к ответственности на то, что его супруга - фио, паспортные данные УССР, брак с которой зарегистрирован 14.08.2022, в настоящее время беременна, - не является основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу, поскольку брак зарегистрирован после выявления совершенного фио административного правонарушения.
С учетом конкретных обстоятельств дела, полагаю, что необходимость применения к фио столь суровой меры ответственности в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов не обоснована, противоречит принципу гуманизма и требованиям международных норм, в связи с чем, подлежит изменению постановление судьи Останкинского районного суда адрес от 05.05.2022 в части исключения из наказания выдворения за пределы Российской Федерации.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Останкинского районного суда адрес от 05.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Исмайилзада Рошана оглы изменить, исключив указание на назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Останкинского районного суда адрес от 05.05.2022 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.Н. Леонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.