Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио, поданную на решение судьи Хорошевского районного суда адрес от 06 октября 2021 года и постановление первого заместителя начальника Главгосстройнадзора адрес Мосгосстройнадзора от 27 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении Майоровой Людмилы Ивановны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 03-78-050200-020 первого заместителя начальника Главгосстройнадзора адрес Мосгосстройнадзора от 27 мая 2021 года фио признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Хорошевского районного суда адрес от 06 октября 2021 года названное выше постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник фио просит об отмене постановления должностного лица и судебного акта с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в ней доводы.
Майорова Л.И. в судебное заседание не явилась, извещена о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, обеспечил явку защитника фио, который жалобу поддержал в полном объеме.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника фио, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительств.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 адрес кодекса РФ).
Как следует из материалов дела 15 марта 2021 года должностным лицом Главгосстройнадзор адрес проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что на земельном участке, принадлежащем Майоровой Л.И. с кадастровым номером 50:42:0030403:143 с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, расположенном по адресу: адрес, обозначенного адрес, основной вид разрешенного использования которого не допускает индивидуального жилищного строительства, осуществляется строительство объекта капитального строительства в отсутствии разрешения на строительство.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Майоровой Л.И. к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
С таким выводом должностного лица согласился судья районного суда, признав указанные выше обстоятельства совершения правонарушения и вину Майоровой Л.И. доказанными по делу.
Однако согласиться с принятыми по делу актами нельзя в силу следующего.
Согласно данным ЕГРН Майорова Л.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:42:0030403:143 и расположенного на нем жилого дома на основании договора купли-продажи от 15.12.2020 года (л.д. 44-45).
Указанный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства; для индивидуальной жилой застройки; сведения об обременении и ограничении прав в отношении земельного участка отсутствуют.
Согласно имеющемуся в деле письму заместителя главы администрации городского адрес, 29 декабря 2020 г. Майорова Л.И. обратилась с заявлением о планируемом строительстве, на которое ей направлено уведомление о несоответствии от 12 января 2021 г. N 41773182 в связи с тем, что объект, планируемый к строительству на земельном участке противоречит утвержденным документам территориального планирования г. адрес, а именно проекту планировки территории, утвержденному постановлением главы адрес от 30 октября 2008 г. N 809-ПГ, а именно земельный участок расположен в территориальной зоне адрес многоквартирной жилой застройки.
Положения ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) или садового дома.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
Между тем названные выше заявление Майоровой Л.И. от 29.12.2020 г. и ответ на него от 112.01.2021 г, а также сведения о направлении данного ответа Майоровой Л.И. в материалах дела отсутствуют.
Помимо этого судьей районного суда не принято во внимание следующее.
В п. 17 ст. 51 адрес кодекса Российской Федерации приведен перечень случаев, в которых для осуществления строительства объектов не требуется выдача разрешения на строительство, к их числе относится строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (подп. 3).
Статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) установлено, что: под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона N 384-ФЗ к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся: здания и сооружения временного (сезонного) назначения; здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения; здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, объекты вспомогательного использования предназначены для обслуживания основного объекта и критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения.
Как указывалось выше Майоровой Л.И. приобретен земельный участок с уже имеющимся на нём жилым домом, поставленным на кадастровый учет.
Из представленных должностному лицу и судье районного суда документов, следует, что Майоровой Л.И. планируется строительство здания вспомогательного назначения.
Исходя из вышеизложенного судьей районного суда надлежащим образом не установлена обязанность получения Майоровой Л.И. разрешения на строительство здания вспомогательного назначения, должностные лица, выявившие правонарушение и рассмотревшее дело об административном правонарушении Главгосстройнадзора адрес Мосгосстройнадзора по указанным обстоятельствам судьей районного суда не допрашивались; документы, подтверждающие отнесение земельного участка, принадлежащего Майоровой Л.И. к территориальной зоне адрес многоквартирной жилой застройки в материалах дела отсутствуют.
Подобное разрешение жалобы по делу об административном правонарушении не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, вывод судьи районного суда о наличии в действиях Майоровой Л.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ является преждевременным, в связи с чем решение судьи Хорошевского районного суда адрес от 06 октября 2021 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Хорошевского районного суда адрес от 06 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении Майоровой Людмилы Ивановны отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Хорошевский районный суд адрес.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.