Судья Московского городского суда Леонова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и дополнения к ней защитника Зборошенко Н.С. в интересах Смирновой М.А. на постановление судьи Черемушкинского районного суда адрес от 11 марта 2022 г., которым Смирнова Мария Алексеевна признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
28 февраля 2022 г. в отношении Смирновой М.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Черемушкинский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе и дополнениях к ней, поступивших на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Смирновой М.А. ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на незаконность обжалуемого постановления. Также указал на то, что отсутствие в материалах дела доказательств вины Смирновой М.А, незаконности задержания Смирновой М.А. во вменный период, суровости назначенного Смирновой М.А. административного наказания, учитывая наличие у последней хронического заболевания.
Смирнова М.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не направляла, обеспечила явку защитника Зборошенко Н.С, который доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Смирновой М.А, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного чч. 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до сумма прописью, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от пятисот тысяч до сумма прописью.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона адрес от 12 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа адрес, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории адрес либо на территории более чем одного административного округа адрес (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 27 февраля 2022 года примерно в 17 часов 50 минут в центральной части адрес, в том числе по адресу: адрес (около памятника фио), гражданка Смирнова М.А, повторно, будучи привлеченной к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением Тверского районного суда адрес от 30 апреля 2022 года, вступившим в законную силу 25 августа 2021 года, в составе группы граждан в количестве участников около 200 человек, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, скандировал лозунги: "Все на Немцовский мост!", "Нет Войне!", "Мы против войны!" и другие, добровольно приняла участие в несогласованном публичном массовом мероприятии в сочетании форм митинга и шествия, чем нарушила положения Закона N 54-ФЗ от 19.06.2004 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", на требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировала.
Учитывая, что постановлением судьи Тверского районного суда адрес от 30 апреля 2021 г, вступившим в законную силу 25 августа 2021 г, Смирнова М.А. уже привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, указанные действия Смирновой М.А. квалифицированы по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Смирновой М.А. подтверждаются представленной в материалы дела совокупность доказательств, допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
- протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение N 0196708 от 27 февраля 2022 года, составленном в отношении Смирновой М.А. (л.д. 1), - рапортами полицейских 2 отделения 1 взвода 3 роты 4 батальона 2 СПП ГУ МВД России по адрес об обнаружении в действиях Смирновой М.А. признаков административного правонарушения и ее задержании (л.д. 2, 3), - протоколом об административном правонарушении N 0757429 от 28 февраля 2022 года, составленном в отношении Смирновой М.А. по ст. 20.2 ч. 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 4-7), - объяснениями Смирновой М.А, данными 28 февраля 2022 года уполномоченному должностному лицу, после разъяснения прав, обязанностей и ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, согласно которым она приехала в центральную часть города прогуляться, ее задержали сотрудники полиции в момент перехода через адрес по пешеходному переходу (л.д. 9), - объяснениями свидетелей сотрудников полиции фио и фио данными 27 февраля 2022 года уполномоченному должностному лицу, после разъяснения прав, обязанностей и ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, согласно которым 27 февраля 2022 года примерно в 17 часов 50 минут по адресу: адрес (около памятника фио), гражданка Смирнова М.А, в составе группы лиц, выкрикивающих тематические лозунги: "Все на Немцовский мост!", "Нет войне!", "Мы против войны!", привлекая внимание граждан и средств массовой информации, снимавших происходящее, игнорируя требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия, добровольно приняла участие в несогласованном публичном массовом мероприятии в сочетании форм митинга и шествия (л.д. 10, 11), - копией паспорта и паспортными данными Смирновой М.А. (л.д. 14-16), - копией постановления Тверского районного суда адрес от 30 апреля 2021 года о привлечении Смирновой М.А. к административной ответственности по ст. 20.2 ч. 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
к административному наказанию в виде административного штрафа, постановление вступило в законную силу 25 августа 2021 года (л.д. 17-19);
- копией решения Московского городского суда от 25 августа 2021 года, согласно которого постановление Тверского районного суда адрес от 30 апреля 2021 года о привлечении Смирновой М.А. к административной ответственности по ст. 20.2 ч. 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставлено без изменения (л.д. 21-27);
- запросом в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции адрес и ответом на запрос (л.д. 28, 30), - рапортом УУП ОУУП ОМВД России по адрес о просмотре видеозаписи с камеры дорожного видеонаблюдения с приложением скриншотов и диска, просмотренного в судебном заседании (л.д. 31-32) и иными материалами дела.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления судьи довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством.
В протоколе указаны сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе описано событие вменяемого административного правонарушения, протокол подписан уполномоченным должностным лицом.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении соответствует ст. 28.2 КоАП РФ, процедуры предписанные нормами КоАП РФ соблюдены, нарушения прав на защиту не усматривается.
Довод заявителя о том, что рапорты сотрудников полиции не могут служить допустимыми доказательствами по делу, основанием для удовлетворения жалобы не является. Названные рапорты содержат необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших рапорты, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Смирновой М.А. правонарушения.
Установив, что рапорты составлены должностными лицами в рамках их должностных обязанностей, причиной составления рапортов послужило выявление совершения административного правонарушения, при этом порядок составления рапортов был соблюден, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о допустимости данных процессуальных документов в качестве доказательств по настоящему делу.
С учетом изложенного, вывод судьи о наличии в действиях Смирновой М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Смирновой М.А. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Утверждение о незаконности примененного к Смирновой М.А. административного задержания, не свидетельствует о нарушении прав последнего. Из смысла ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, поэтому применение к Смирновой М.А. этой меры не противоречит требованиям КоАП РФ.
Кроме того, из разъяснений п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" следует, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены лицом, к которому применены такие меры, законным представителем этого лица либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 КАС РФ.
По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено судьей Смирновой М.А. в пределах санкции ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 9 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, личности виновного, характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Черемушкинского районного суда адрес от 11 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Смирновой М.А. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.Н. Леонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.