Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ТСЖ "Покровский Берег" на решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2022 года, которым постановление врио главного государственного санитарного врача по Северо-Западному административному округу города Москвы Санамян А.В. от 13 июля 2021 года N 29-00448 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении Товарищества собственников жилья "Покровский Берег", ОГРН:, ИНН:, юридический адрес: адрес, оставлено без изменения, жалоба ТСЖ "Покровский Берег" - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
13 июля 2021 года врио главного государственного санитарного врача по СЗАО г. Москвы Санамян А.В. N 29-00448 ТСЖ "Покровский Берег" (далее также - Товарищество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, Товарищество обжаловало его в Тушинский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше решение.
На данные постановление должностного лица и решение судьи районного суда ТСЖ "Покровский Берег" в лице своего законного представителя - председателя Правления Рыжова С.Н. подана жалоба, в которой заявитель ставит вопрос отмене указанных актов и прекращении производства по делу по доводам, изложенным в жалобе.
Законный представитель ТСЖ "Покровский Берег" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён, направил в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности Коновалову А.Б, которая доводы жалобы поддержала в полном объёме.
Представитель Управления Роспотребнадзора по г. Москве по доверенности Пешков Р.Н. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав защитника и представителя органа административной юрисдикции, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно диспозиции ст. 6.5 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарного-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
В силу ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Как следует из материалов дела, 13 мая 2021 года в 16 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. Береговая, д. 4, корп. 10, в ходе проведения проверки должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СЗАО г. Москвы выявлен факт нарушения ТСЖ "Покровский Берег" санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, выразившееся в отсутствии у Товарищества разработанной и утверждённой программы производственного контроля за качеством питьевой воды, в том числе горячей воды, не организован контроль за качеством питьевой воды, в том числе горячей воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническим нормативами в процессе водоснабжения, что является нарушением требований ст.ст. 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Факт административного правонарушения и вина ТСЖ "Покровский Берег" в его совершении подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении от 24 июня 2021 года, составленным в отношении ТСЖ "Покровский Берег" уполномоченным должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СЗАО г. Москвы; распоряжением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 12 апреля 2021 года N 02-29-00107; поручением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СЗАО г. Москвы от 15 апреля 2021 года N 29-06-00382 с приложением к нему; актом проверки от 13 мая 2021 года N 02-29-00107; выпиской из ЕГРЮЛ; иными материалами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку должностного лица и судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии в действиях ТСЖ "Покровский Берег" административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Доводы жалобы о том, что Товарищество не является ресурсоснабжающей организацией, вследствие чего на него не может быть возложена обязанность проведения производственного контроля качества питьевой воды, предусмотренная ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусмотренная исключительно для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании заявителем норм действующего законодательства.
Как было указано выше, обязанность ТСЖ "Покровский Берег" при осуществлении деятельности осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, прямо предусмотрена ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ.
Аналогичное требование содержится в п. 1.5 санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", введённых в действие с 1 января 2002 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18 (далее - СП 1.1.1058-21).
Согласно п. 2.3 СП 1.1.1058-21 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырьё, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
Производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на объектах водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных
систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах) (подп. "в" п. 4.1 СП 1.1.1058-21).
В соответствии с подп. "в" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исполнитель, под которым понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (п. 2), обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил.
Из представленного Товариществом договора горячего водоснабжения от 15 марта 2017 года N ГВС-03-17, заключённого между казённым предприятием "Московская энергетическая дирекция" и ТСЖ "Покровский Берег", следует, что именно на Товарищество возложена обязанность обеспечить эксплуатацию сетей горячего водоснабжения и объектов, на которых осуществляется потребление горячей воды, принадлежащих Товариществу на праве собственности или ином законном основании, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности (подп. "а" п. 13 договора) (л.д. 51-58).
В соответствии с п.п. 1.1, 2.1, 2.2, 3.1, 6.2.5, 14.2 устава ТСЖ "Покровский Берег", утверждённого решением Общего собрания членов ТСЖ от 16 октября 2013 года и размещённого в ИТКС "Интернет" на портале www.pokrovskybereg.ru, Товарищество осуществляет управление общим имуществом в многоквартирном доме (МКД), оказывает услуги по содержанию и выполняет работы по ремонту общего имущества в МКД, предоставляет коммунальные услуги собственникам в МКД в соответствии с обязательными требованиями, установленными правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Правительством Российской Федерации, установленного качества и в необходимом объёме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу.
Таким образом, ТСЖ "Покровский Берег", как управляющая организация, обязано осуществлять производственный контроль качества и безопасности горячей воды в пределах зоны своей ответственности.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 07.11.2019 N 302-ЭС19-21525.
По этой же причине подлежит отклонению ссылка заявителя на п. 18 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Постановление должностного лица вынесено в срок, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП, с учётом положений ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, не допущено.
Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемых актов.
Так, кроме отсутствия разработанной и утверждённой программы производственного контроля за качеством питьевой воды, в том числе горячей воды ТСЖ "Покровский Берег" вменяется в вину нарушение требований ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ, п.п. 76, 84 СанПин 2.1.3684-21, выразившееся в несоответствии температуры горячей воды в квартире N 8 (совмещённый санузел) дома 4 корпус 1 по ул. Береговой в г. Москве установленному температурному режиму (при норме 60-75 град.С температура составила 40, 6 град.С).
Из материалов дела следует, что отбор проб горячей воды был произведён должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в СЗАО г. Москвы на вводе в жилой дом N 8 корпус 10 (зона ответственности ГУП "Мосводоканал") и в квартире N 8 этого же жилого дома (зона ответственности собственника указанной квартиры). В зоне ответственности ТСЖ "Покровский Берег" (от точки на входе в дома N 8 корпус 10 до точки входа в квартиру N 8) никаких отборов проб горячей воды произведено не было.
Между тем, в соответствии с п. 7.2 Методических указаний МУК 4.3.2900-11, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, для отбора воды выбирают не менее 4 точек: 2 в наиболее приближённом к вводу сети горячей воды в объект (здание) и 2 наиболее отдалённые от него. Выбор точек осуществляется по технической документации на объект, где производятся контрольные измерения.
Вследствие изложенного полагаю необходимым исключить из обвинения, предъявленного ТСЖ "Покровский Берег", нарушение Товариществом требований ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ, п.п. 76, 84 СанПин 2.1.3684-21, выразившееся в несоответствии температуры горячей воды в квартире N 8 (совмещённый санузел) дома 4 корпус 1 по ул. Береговой в г. Москве установленному температурному режиму (при норме 60-75 град.С температура составила 40, 6 град.С).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление врио главного государственного санитарного врача по Северо-Западному административному округу города Москвы Санамян А.В. от 13 июля 2021 года N 29-00448 и решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении Товарищества собственников жилья "Покровский Берег", ОГРН:, ИНН:, юридический адрес: адрес, изменить: исключить из обвинения, предъявленного ТСЖ "Покровский Берег", нарушение Товариществом требований ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ, п.п. 76, 84 СанПин 2.1.3684-21, выразившееся в несоответствии температуры горячей воды в квартире N 8 (совмещённый санузел) дома 4 корпус 1 по ул. Береговой в г. Москве установленному температурному режиму (при норме 60-75 град.С температура составила 40, 6 град.С).
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу ТСЖ "Покровский Берег" - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.