Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" на постановление главного государственного санитарного врача по Троицкому и адрес N 35-00752 от 18.11.2021, решение судьи Троицкого районного суда адрес от 20.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 КоАП РФ КоАП РФ в отношении ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главным государственным санитарным врачом по Троицкому и адрес N 35-00752 от 18.11.2021 ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ КоАП РФ, и подвернуто административному наказанию в виде штрафа в размере сумма.
Решением судьи Троицкого районного суда адрес от 20.05.2022 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" фио ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу административных актов, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами административного органа и суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил защитника фио, который доводы жалобы поддержал.
Допрошенная в качестве свидетеля сотрудник Управления Роспотребнадзора по Троицкому и адрес фио, предупрежденная судом об административной ответственности под роспись за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, полагала вмененное правонарушение совершенным и доказанным, доводы жалобы основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены судебного решения и направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Административная ответственность по ч.1 ст.6.35 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, установлены Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 22 которого предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утвержден СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Пунктами 1, 3 указанного СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что указанные санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
На территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Административным органом и судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что 30.09.2021 в 12 часов 35 минут по адресу: Москва, адрес Лес, территория контейнерных площадок в непосредственной близости к многоквартирным домам NN 1, 15, 17 должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Троицкому и адрес выявлено нарушение управляющей компанией ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" действующих санитарных норм и правил, а именно: на обустроенной контейнерной площадке в торце дома 17 имеются 5 контейнеров, три из которых заполнены полностью. Очистка мусоросборников не проводится при заполнении 2/3 их объема, что свидетельствует об их несвоевременном вывозе.
Действия ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" квалифицированы по ч.1 ст.6.35 КоАП РФ.
Основанием для привлечения ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, послужили выводы о том, что юридическим лицом нарушены требования п.п.1.2, 2.9 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20.
Признавая ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, должностное лицо административного органа указало, что его вина в совершении вмененного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 20.10.2021; договором управления многоквартирным домом между Администрацией адрес и ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" от 01.05.2012; договором на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов от 23.12.2019 между ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" и ООО "Роговское"; договором на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов от 15.12.2020 между ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" и ООО "Роговское"; актом мониторинга от 30.09.2021 с 11:45 до 12:00 часов; муниципальным контрактом на оказание услуг по комплексному содержанию дворовых территорий в адрес от 08.02.2021 между Администрацией поселения и ООО "ДельтаСтрой".
В ходе рассмотрения дела по жалобе судья районного суда пришел к выводу о законности вынесенного должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Троицкому и адрес постановления, сославшись на то, что вина ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" в совершении вмененного правонарушения полностью подтверждена вышеперечисленными доказательствами.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы судьёй районного суда не учтено следующее.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в соответствии с которой в постановлении по делу об административном правонарушении, в том числе должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, указанные в ст. 26.1 КоАП РФ, и мотивированное решение по делу.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, и наличие у него вины в его совершении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ обязанность доказывания наличия этих обстоятельств возложена, в том числе, на судью, вынесшего решение.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были нарушены судьёй Троицкого районного суда адрес при вынесении решения.
Как усматривается из текста обжалуемого постановления ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" вменен несвоевременный вывоз мусора с контейнерной площадки. Данный вывод был сделан должностным лицом в ходе мониторинга мусорной площадки 30.09.2021 с 11:45 до 12:00 часов, поскольку при визуальном наблюдении 3 из 5-ти контейнеров были заполнены полностью.
Кроме акта мониторинга иных, заслуживающих внимание доказательств факта неисполнения управляющей компанией требований законодательства адрес в деле нет. Представленные административным органом фотографии различных мест сбора ТБО за май-август 2021 не могут быть приняты во внимание, поскольку не относятся к периоду проверки, послужившей основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.
Вместе с тем Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в адрес, устанавливающие единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на адрес, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства, утверждены
Постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в адрес".
Постановление Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в адрес" предусмотрено:
3.1. юридические лица, иные хозяйствующие субъекты и физические лица, осуществляющие свою деятельность на территории города, обязаны заключать договоры на вывоз ТБО и КГМ с подрядными мусоровывозящими организациями и физическими лицами, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов, в соответствии с утвержденными Правительством Москвы среднегодовыми нормами накопления ТБО и КГМ.
По городскому жилищному фонду договоры на вывоз и утилизацию ТБО и КГМ заключают управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы (ТСЖ, ЖК, ЖСК).
3.2.1. Ответственность за сбор ТБО в контейнеры и КГМ в бункеры-накопители, зачистку (уборку) контейнерных площадок возлагается:
- по городскому жилищному фонду на управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы (ТСЖ, ЖК, ЖСК);
- по остальным территориям, находящимся в аренде, владении, пользовании, на предприятия, организации, ведомства, иные хозяйствующие субъекты.
3.2.3. Переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается.
Кроме того, согласно п. 3.3.1. Постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в адрес", вывоз ТБО и КГМ осуществляется мусоровывозящими организациями и физическими лицами, имеющими специализированный транспорт, лицензию на перевозку грузов автомобильным транспортом, заключившими договоры, предусмотренные пунктом 3.1 настоящих Правил, выигравшими конкурс (тендер). Вывоз ТБО и КГМ производится в сроки, указанные в графике вывоза, являющемся приложением к договору. Каждый рейс автомашины, перевозящей контейнеры или бункеры-накопители, должен отмечаться в путевом листе администрацией полигона по складированию бытовых отходов. Ответственность за герметизацию, внешний вид и санитарное состояние контейнеров и бункеров-накопителей во время транспортировки возлагается на организации и физические лица, осуществляющие данный вид работ.
3.3.2. Уборку мусора, просыпавшегося при выгрузке из контейнеров в мусоровоз или загрузке бункера, производят работники организации, осуществляющей вывоз ТБО, КГМ.
3.4. Контейнеры и бункеры-накопители размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках. Места размещения и тип ограждения определяются архитектурно-планировочным управлением (АПУ) административного округа по заявкам районных жилищно-эксплуатационных организаций, согласованным с Управлением Роспотребнадзора по адрес, Управлением государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по адрес, Объединением административно-технических инспекций адрес.
3.8. адрес и места установки бункеров-накопителей должны быть постоянно очищены от бытового и крупногабаритного мусора, содержаться в чистоте и порядке балансодержателями домовладений и территорий.
3.9. Контейнеры и бункеры-накопители должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием реквизитов владельца, подрядной организации, времени вывоза ТБО. Контейнеры для сбора ТБО должны быть оборудованы плотно закрывающейся крышкой, а на автозаправочных станциях (АЗС) запираться на замки.
3.10. Контейнеры, бункеры-накопители и площадки под ними в соответствии с требованиями Управления Роспотребнадзора по адрес должны не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода) промываться и обрабатываться дезинфицирующими составами.
Согласно п.14 и п.15 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы... "), транспортирование ТКО (КГО) с контейнерных площадок должно производиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов.
Таким образом порядок и сроки вывоза мусора в адрес определены названными выше Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в адрес, а также "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы... "
Следует учесть, что согласно положениям Муниципального контракта N 01483000280200000270001 на оказание услуг по комплексному содержанию дворовых территорий от 08.02.2021, заключенному с Администрацией адрес, очистку контейнерных площадок обязано осуществлять исполнитель услуг ООО "Дельта Строй".
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не дана оценка доводам защиты о том, что СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 не распространяются на деятельность хозяйствующих субъектов в области оказания жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем согласно п.1.1 СП 2.1.3678-20 указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования только к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд, а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам. Указание на применение этих правил при осуществлении деятельности в области оказания жилищно-коммунальных услуг, не имеется.
Указанным обстоятельствам судом оценка не дана. Судом не была дана оценка представленным ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" документам, о сроках и порядке вывоза мусора ООО "Роговское", не истребованы сведения об исполнении госконтракта с ООО "Дельта Строй" об осуществлении очистки контейнерных площадок.
Таким образом, жалоба ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС", в нарушение требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, не была рассмотрена в полном объёме, что указывает на существенное нарушение процессуальных требований.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
В связи с вышеизложенным решение судьи Троицкого районного суда адрес от 20.05.2022 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судье следует принять во внимание указанные выше обстоятельства, в целях объективной проверки доводов жалобы истребовать дополнительные доказательства, вынести законное и обоснованное решение по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Решение судьи Троицкого районного суда адрес от 20.05.2022 по делу об административном правонарушении в отношении ООО "УК "ШИШКИН ЛЕС" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.