Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника фио, поданной в защиту Мамедовой Р.М. на постановление N4229/1 заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 16.12.2021, решение судьи Лефортовского районного суда адрес от 18.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ, в отношении заместителя заведующего аптеки ООО "ДАВИДА" фио Рукижат Магомедовны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N4229/1 заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 16.12.2021 заместитель заведующего аптеки ООО "ДАВИДА" Мамедова Р.М. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Лефортовского районного суда адрес от 18.05.2022 оспариваемое постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник фио ставит вопрос об отмене состоявшегося постановления, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на его незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
В судебное заседание Московского городского суда Мамедова Р.М, будучи в установленном порядке надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, суд приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не имеется.
Согласно части 4 статьи 14.4.2 КоАП РФ реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам (без учета налога на добавленную стоимость), установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, методикой установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают в сети "Интернет" информацию о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, об установленных в субъекте Российской Федерации предельных размерах оптовых надбавок и (или) предельных размерах розничных надбавок к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также о сумме зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, установленных в субъекте Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок и налога на добавленную стоимость. Информация, предусмотренная настоящей частью, должна находиться также в аптечных организациях в доступной для всех заинтересованных лиц форме и обновляться по мере ее размещения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сети "Интернет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 утвержден " Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
В указанный Перечень включены торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - Постановление N 865) предписано осуществлять государственное регулирование цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 163-ПП "Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты" (в редакции постановления Правительства Москвы от 01 июня 2021 года N 748-ПП) установлена предельная розничная надбавка к фактической отпускной цене производителя лекарственных препаратов на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которая составляет 32 % при фактической отпускной цене производителя до сумма включительно, 28 % при фактической отпускной цене производителя свыше сумма до сумма включительно, 15 % при фактической отпускной цене производителя свыше сумма.
Постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2021 года N 1545-ПП, вступившим в силу с 01 ноября 2021 года, в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 163-ПП внесены изменения, согласно которым предельная розничная надбавка к фактической отпускной цене производителя лекарственных препаратов на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, установлена в размере 32 % при фактической отпускной цене производителя до сумма включительно, 28 % при фактической отпускной цене производителя свыше сумма до сумма включительно, 15 % при фактической отпускной цене производителя свыше сумма.
Как следует из материалов дела, в период с 24.11.2021 по 03.12.2021 на основании распоряжения заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 10.11.2021 N 4229-р должностным лицом указанного административного органа совместно с представителем Государственного казенного учреждения адрес "Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения адрес" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "ДАВИДА", осуществляющим фармацевтическую деятельность на основании выданной Департаментом здравоохранения адрес лицензии от 27.08.2019 N ЛО-77-02-010458, законодательства о порядке ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в аптечном пункте по адресу: Москва, адрес.
В ходе проведенной проверки установлено нарушение обязательного требования порядка ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, установленного ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", выразившееся в реализации в период с 03 июля 2021 года по 20 ноября 2021 года лекарственного препарата Омитокс Гастро (капсулы, 20 мг, 30 шт.), производитель - "Шрея фио Пвт. Лтд.", Индия, код АТХ: А02BC, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, с превышением предельной розничной надбавки, установленной постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 163-ПП "Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 01 июня 2021 года N 748-ПП и от 29 сентября 2021 года N 1545-ПП), а именно: по фактической отпускной цене организации розничной торговли в размере сумма при фактической отпускной цене производителя сумма, то есть с применением размера розничной надбавки 38, 96 %.
На основании приказа от 01.04.2013 N735, ответственность за порядок ценообразования на лекарственные препараты, в том числе за формирование розничных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в аптеке, расположенной по адресу: Москва, адрес возлагается на заместителя заведующего аптечным пунктом ООО "ООО "ДАВИДА"" Мамедову Р.М.
Действия Мамедовой Р.М. квалифицированы по ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Мамедовой Р.М. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: материалами мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, проведенного в отношении ООО "ДАВИДА" по адресу: Москва, адрес; заключением по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем от 05.10.2021 N 174; представлением от 08.10.2021 N 35; распоряжением заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 10.11.2021 N 4229-р о проведении в период с 24.11.2021 по 07.12.2021 внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ДАВИДА"; решением заместителя прокурора адрес от 11.11.2021 о согласовании проведения Департаментом здравоохранения адрес внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ДАВИДА"; актом проверки от 03.12.2021 N 4229 с приложениями к нему; копией приказа генерального директора ООО "ДАВИДА" от 01.04.2013 N 735 о назначении ответственного за ценообразование на лекарственные препараты в аптеке, расположенной по адресу: Москва, адрес; информационным письмом генерального директора ООО "ДАВИДА" от 24.11.2021; копией приказа генерального директора ООО "ДАВИДА" от 20.01.2019 N 11 о назначении на должность заместителя заведующего аптекой; копией счета-фактуры от 31.05.2021 N М1602612; копиями протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, к накладной от 31.05.2021 N М1602612; копиями карточек складского учета; протоколом от 03.12.2021 N 4229-1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ, в отношении заместителя заведующего аптекой ООО "ДАВИДА" Мамедовой Р.М. и иными материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия Мамедовой Р.М. правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ, т.к. она, являясь ответственным должностным лицом, допустила нарушение обязательного требования порядка ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в нарушение ст. 63 Федерального закона N 61-ФЗ, в части превышения предельных розничных надбавок на лекарственные препараты, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, установленных постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 163-ПП "Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты", на лекарственные препараты.
Выводы должностного лица и судьи о виновности заместителя заведующего аптекой ООО "ДАВИДА" Мамедовой Р.М. в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
По смыслу статьи 2.4 КоАП РФ и примечания к ней, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Тот факт, что в обязанности заместителя заведующего аптеки ООО "ДАВИДА" Мамедовой Р.М. входит соблюдение порядка ценообразования, ею не оспаривался.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда проверил все доводы Мамедовой Р.М, приводимые им в свою защиту, правомерно признал эти доводы несостоятельными с указанием мотивов принятого решения о законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении. Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, нижестоящей судебной инстанцией мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Аналогичные доводы настоящей жалобы также надлежит признать несостоятельными, поскольку судьей районного суда они проверены и обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в судебном решении.
Довод жалобы о том, что судом незаконно не применены к Мамедовой Р.М. положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, не влечет удовлетворение жалобы.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Мамедовой Р.М. административного штрафа на предупреждение.
Нарушение обязательных требований порядка ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в нарушение ст. 63 Федерального закона N 61-ФЗ, в части превышения предельных розничных надбавок на лекарственные препараты, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья людей, подрывает авторитет государства в области здравоохранения и в социальной сфере, что создает угрозу безопасности государства.
Таким образом, наличие указанного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ. В отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных должностным лицом и судьей доказательств, расцениваются как стремление уйти от административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с оспариваемыми актами, не является основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Санкция ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до сумма прописью.
Определенные должностным лицом административного органа вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям статей 2.1, 4.1 - 4.4 КоАП РФ. Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств по делу не установлено. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.4 ст.14.4.2 КоАП РФ. Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден. Нарушение сроков давности, предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ, должностным лицом при вынесении постановления, допущено не было.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление N4229/1 заместителя руководителя Департамента здравоохранения адрес от 16.12.2021, решение судьи Лефортовского районного суда адрес от 18.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ, в отношении заместителя заведующего аптеки ООО "ДАВИДА" фио Рукижат Магомедовны оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.