Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 сентября 2007 г. N А21-6752/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.П., судей Пастуховой М.В., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 10.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2007 (судья Карамышева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2007 (судьи Семиглазов В.А., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А21-6752/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Советский Целлюлозно-бумажный Завод" (далее - ОАО "Советский ЦБЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области (далее - Инспекция) от 19.07.2006 N 11/708 в части отказа ОАО "Советский ЦБЗ" в возмещении 118 696 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2006 года.
Решением суда от 13.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.06.2007, требования Общества удовлетворены частично. Спорное решение налогового органа признано недействительным в части отказа Обществу в возмещении из бюджета 49 384 руб. 72 коп. НДС за март 2006 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела. Инспекция считает, что в "случае, когда приобретенные товары (работы, услуги) одновременно используются в процессе производства и реализации как на экспорт, так и на внутреннем рынке, сумма НДС, предъявленная к возмещению в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 НК РФ, должна определяться расчетным путем на основании принятой в организации методики раздельного учета затрат". Стоимость услуг, оказанных перевозчиком по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров по грузовым таможенным декларациям с отметками таможенного органа "Вывоз разрешен", должна облагаться по налоговой ставке 0 процентов и относиться к реализации продукции на экспорт, а не распределяться в соответствии с принятой учетной политикой.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения от 13.02.2007 и постановления от 13.06.2007 проверена в кассационном порядке
Из материалов дела следует, что Общество в марте 2006 года осуществляло поставку продукции собственного производства (целлюлоза сфи, гофкороба, ящики из гофрокартона, бумага для гофрирования, дрожжи кормовые, бумага офсетная, обои в ассортименте, товары бумажно-беловые, лигносульфаты) на внутренний рынок и на экспорт.
Общество 20.04.2006 направило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март 2006 года, в соответствии с которой сумма выручки, облагаемой по ставке 0 процентов, составила 52 894 147 руб., сумма НДС, уплаченная Обществом при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена, - 7 500 145 руб. Обществом также предъявлено к вычету 16 539 руб. налога, ранее исчисленных по товарам, по которым применение налоговой ставки 0 процентов ранее не было документально подтверждено; общая сумма налога, принимаемая к вычету, составила 7 516 684 руб.
Вместе с декларацией Общество представило и документы в соответствии с требованиями статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекция провела камеральную проверку указанных декларации и документов и приняла решение от 19.07.2006 N 11/708, которым признала обоснованным применение Обществом налоговой ставки 0 процентов в отношении операций при реализации товаров в сумме 52 894 147 руб. и необоснованным - в отношении операций на сумму 118 696 руб. Пунктом 3 названного решения Инспекция возместила Обществу из бюджета 7 397 988 руб. НДС и отказала в возмещении 118 696 руб. НДС (пункт 2 решения).
В обоснование отказа в возмещении 118 696 руб. НДС налоговый орган сослался на то обстоятельство, что счета-фактуры, выставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") на оплату услуг по транспортировке экспортируемого товара, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, оформлены с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ - с указанием НДС в размере 18%.
Инспекция указала, что в нарушение положений подпункта 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ Общество уплатило ОАО "РЖД" за услуги по перевозке товаров 118 696 руб. НДС по ставке 18% на основании счетов-фактур: от 31.03.2006 N 1599, от 15.03.2006 N 1213, от 31.01.2006 N 0323, от 10.03.2006 N 1096, от 25.03.2006 N 1447, от 20.03.2006 N 1329 и от 28.02.2006 N 0894.
Таким образом, указанные счета-фактуры по товарам, отправленным на экспорт, оформлены с нарушением требований подпунктов 10 и 11 пункта 5 статьи 169 НК РФ. Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм к возмещению, а перечисленные счета-фактуры, по мнению налогового органа, не подтверждают права на налоговые вычеты, Общество неправомерно предъявило к вычету 118 696 руб. НДС полним.
Общество не согласилось с решением Инспекции в части отказа в возмещении 118 696 руб. НДС и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признавая правомерным отказ налогового органа в возмещении Обществу НДС по праву, указал на его необоснованность по размеру, установив, что заявитель за март 2006 года не предъявлял к вычету 49 384 руб. 72 коп. НДС, поэтому невозмещение указанной суммы налога неправомерно.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда, отклонив доводы Инспекции о том, что ею правомерно при исчислении суммы НДС, предъявленной Обществом к возмещению из бюджета, учитывались счета-фактуры и соответствующие им железнодорожные накладные, по которым производилась отгрузка товара на экспорт.
В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.02.2006 N 28-ФЗ) налогообложение при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке, производится по налоговой ставке 0 процентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации, в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Поскольку налогообложение при реализации ОАО "РЖД" услуг по перевозке экспортируемых товаров по налоговой ставке 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, Общество неправомерно предъявило уплаченный ОАО "РЖД" налог к вычету.
Суды обоснованно указали на неправомерность отказа в возмещении НДС в сумме 49 384 руб. 72 коп.
Согласно представленному Обществом расчету суммы возмещения, приходящейся на экспортную декларацию за март 2006 года, по спорным счетам-фактурам налогоплательщик предъявил к вычетам налог в сумме 69 311 руб. 28 коп. (том 1, лист дела 42). Инспекция же по спорным счетам-фактурам исчислила весь уплаченный НДС, взяв за основу 100 процентов, без учета представленного расчета НДС по экспорту и учетной политики Общества.
Довод подателя жалобы о том, что Инспекция учитывала железнодорожные накладные, по которым производились отгрузки на экспорт, а, соответственно, ее отказ производен по счетам-фактурам, которым соответствовали данные железнодорожные накладные, несостоятелен.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что расчет Общества составлен в соответствии с приложением N 1 к принятой им учетной политике на основании анализа данных книг покупок за февраль и март 2006 года и с учетом пропорции себестоимости продукции, отгруженной налогоплательщиком на экспорт и внутренний рынок.
Доводы Инспекции, приведенные в кассационной жалобе, исследованы судебными инстанциями в полном объеме, не опровергают сделанные ими выводы и фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2007 по делу N А21-6752/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 сентября 2007 г. N А21-6752/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника