Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 сентября 2007 г. N А52-4426/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 августа 2007 г.
Резолютивная часть постановления оглашена 13 сентября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Кустова А.А. и Старченковой В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" Семенова П.А. (доверенность от 10.01.2007), от администрации Псковской области Карпова А.И. (доверенность от 19.06.2007),
рассмотрев 13.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2007 по делу N А52-4426/2006 (судьи Осокина Н.Н., Чельцова Н.С., Богатырева Е.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "Псковский кабельный завод" (далее - Общество, завод) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации Псковской области (далее - Администрация) от 02.12.2006 N 28.
На основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Псковской области (далее - прокурор).
Решением суда первой инстанции от 19.02.2007 (судья Циттель С.Г.) требования Общества удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.05.2007 решение суда отменено. Обществу отказано в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение от 19.02.2007.
Податель жалобы ссылается на следующее: вывод суда апелляционной инстанции о том, что у Администрации были основания для введения чрезвычайной ситуации, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку результаты замеров фона по фенолу соответствовали норме; на момент вынесения оспариваемого распоряжения не были выявлены критерии гигиенической безопасности обнаруженных отходов; обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии доказательств наличия на территории завода такой обстановки, которая могла повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68), закона Псковской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон Псковской области); апелляционная инстанция не применила подлежащие применению постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и постановление Администрации "Об утверждении Положения о Псковской областной-территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". По мнению подателя жалобы, вывод апелляционного суда о предполагаемых угрозе человеческих жертв, ущербе здоровью людей или окружающей природной среде противоречит выводу о законности введения режима чрезвычайной ситуации. Общество ссылается на то, вывод апелляционного суда об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов заявителя, противоречит материалам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить в силе обжалуемый судебный акт, считая его обоснованным и законным.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Администрации возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Псковской области (далее - Комиссия) 29.11.2006 поступило письмо Главного управления МЧС России по Псковской области (с приложением, письма Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры) с просьбой рассмотреть на заседании Комиссии вопрос о предупреждении возможной трансграничной чрезвычайной ситуации.
Рассмотрев указанное письмо от 29.11.2006, Комиссия приняла решение от 30.11.2006 N 27 о проведении внеплановой контрольной проверки деятельности Общества с целью проверки фактов незаконного захоронения токсичных отходов. Начальникам соответствующих служб предписано проверить Общество "на соответствие требованиям по охране окружающей среды, санитарным нормам, организовать отбор проб и проведение количественных химических анализов".
В рамках контрольных мероприятий 02.12.2006 в северной (промышленной) части территории завода произведены пробные раскопки, в ходе которых обнаружены металлические бочки емкостью около 200 литров, наполненные пастообразным содержимым с химическим запахом, о чем составлен протокол осмотра места происшествия (т. 1, л. 131-133).
В месте указанных раскопок федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии Псковской области" произведен отбор проб атмосферного воздуха. Согласно протоколу лабораторных испытаний от 02.12.2006 N 52 в пробах воздуха обнаружен фенол в количестве, превышающем предельно допустимую концентрацию в соответствии с ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" (т. 1, л. 65, 66).
На основании результатов анализа проб атмосферного воздуха и информации, полученной в результате внеплановых проверок Общества, Комиссия 02.12.2006 в 16 час. 00 мин. приняла решение, оформленное распоряжением N 28, о введении со 02.12.2006 на территории города Пскова режима чрезвычайной ситуации Псковской областной-территориальной подсистемы РСЧС. На генерального директора Общества возложена обязанность "разработать и согласовать с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти регламент работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с превышением предельно допустимых концентраций токсичного вещества фенол, обеспечить беспрепятственный допуск представителей федеральных органов государственной власти к месту захоронения".
Считая распоряжение Комиссии от 02.12.2006 N 28 незаконным, Общество на основании статьи 198 АПК РФ обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 271 АПК РФ в постановлении арбитражного апелляционного суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. Кроме того, в постановлении должны быть указаны мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, приведя в обоснование положения Федерального закона N 68 и Закона Псковской области, которыми руководствовался при вынесении решения и суд первой инстанции.
Указанные законы раскрывают понятие чрезвычайной ситуации, определяют полномочия федеральных, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для введения чрезвычайной ситуации на территории г. Пскова, сославшись на протокол лабораторных исследований от 02.12.2006 N 52, согласно которому "концентрация фенола в местах раскопа превысила уровни предельно установленной концентрации от 3 до 5 раз".
Данный вывод апелляционного суда противоречит обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, согласно которым на момент вынесения оспариваемого распоряжения у Комиссии отсутствовали результаты экспертиз или иные документы, подтверждающие, что обнаруженные в месте раскопа бочки (и их содержимое) являются опасными, угрожают жизни и здоровью людей или окружающей и природной среде.
Ссылка суда апелляционной инстанции на протокол лабораторных исследований от 02.12.2006 N 52 несостоятельна, поскольку данные исследований основаны на нормативах ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, к которым территория завода не относится в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 N 38).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что отбор проб атмосферного воздуха производился в санитарно-защищенной зоне - на территории завода возле котлована и на дне котлована.
При этом каких-либо доказательств, что на границе территории завода уровень вредных веществ превышал ПДК, не представлено. Более того, в материалах дела имеются доказательства обратного (т. 1, л. 25-33). При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не принял протокол лабораторных исследований от 02.12.2006 N 52 в качестве надлежащего доказательства, свидетельствующего о наличии критерия, который позволяет характеризовать ситуацию как чрезвычайную, и согласился с доводами заявителя о том, что при определении ПДК загрязняющих веществ на территории промышленной организации в санитарно-защищенной зоне недопустимо руководствоваться гигиеническими нормативами, регламентирующими ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
Не соответствует обстоятельствам дела и вывод суда апелляционной инстанции со ссылкой на протокол осмотра от 02.12.2006 о законности введения режима чрезвычайной ситуации в связи с обнаружением захоронения токсичных веществ, которые могли, по мнению апелляционного суда, полечь за собой ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей,
Из содержания указанного протокола следует, что в северной части территории завода, в промышленной зоне обнаружены 16 металлических бочек, заполненных веществом неизвестного происхождения вперемешку с грунтом. Протоколом не подтверждается, что бочки содержат опасные производственные отходы либо токсичные вещества, которые могут причинить ущерб здоровью людей или окружающей природной среде.
При рассмотрении спора судом первой инстанции исследовались и надлежащим образом оценены представленные заявителем доказательства, подтверждающие, что площадка несанкционированного захоронения отходов расположена в северной части территории завода, за границами водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Великая. Доказательств того, что обнаруженное захоронение несет потенциальную опасность загрязнения грунтовых вод токсичными химическими веществами, Администрацией не представлено.
Суд кассационной инстанции поддерживает доводы подателя жалобы о том, что апелляционной инстанцией неправильно применены положения Федерального закона N 68 и Закона Псковской области, поскольку на момент издания оспариваемого распоряжения отсутствовали обстоятельства, позволяющие на основании статьи 1 Федерального закона N 68 квалифицировать факт обнаружения захоронения отходов как аварию или иное бедствие, которое повлекло или может повлечь ущерб здоровью людей или окружающей природной среде.
Вывод апелляционной инстанции о том, что оспариваемое распоряжение Администрации не нарушает права и законные интересы Общества, не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам, которые исследованы и оценены судом первой инстанции, установившим, что распоряжение Администрации возлагает на Общество обязанность по разработке и согласованию регламента работ по ликвидации чрезвычайной ситуации при отсутствии оснований для введения режима чрезвычайной ситуации.
Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона N 68 на организации возлагаются следующие обязанности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ не подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
При этом согласно статье 28 Федерального закона N 68 виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица, и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 288 АПК РФ основаниями для отмены решения, постановления апелляционной инстанции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2007 по делу N А52-4426/2006 отменить.
Решение Арбитражного суда Псковской области от 19.02.2007 по делу N А52-4426/2006 оставить в силе.
Взыскать с Администрации Псковской области в пользу открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" 1 000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2007 г. N А52-4426/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника