Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2007 г. N А52-84/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" Персица М.Г. (доверенность от 18.06.2007 N 58/2007), Бобровой Е.В. (доверенность от 18.06.2007 N 59/2007) и Бойковой Н.М. (доверенность от 18.06.2007 N 60/2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Павлова А.А. (доверенность от 03.05.2007 N 467),
рассмотрев 18.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 19.03.2007 (судья Самойлова Т.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 (судьи Виноградова Т.В., Потеева А.В., Мурахина Н.В.) по делу N А52-84/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Псковский кабельный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 4 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее -инспекция) от 19.12.2006 N 293 и обязании инспекции возвратить обществу 5 908 526 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда от 19.03.2007 требования общества удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 20.06.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания недействительным пункта 4 оспариваемого решения и обязания налогового органа возвратить обществу 5 908 526 руб. НДС.
Инспекция указывает на неправомерное применение обществом налоговых вычетов в налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов за август 2006 года на основании счетов-фактур, по которым вычеты уже заявлялись налогоплательщиком в налоговых декларациях по НДС по внутреннему рынку за предшествующие периоды.
Также инспекция считает, что установленный учетной политикой общества порядок применения налоговых вычетов по экспортным операциям противоречит фактическим обстоятельствам, так как предусматривает применение вычетов по таким операциям в налоговом периоде, в котором собран полный пакет документов, перечисленных в статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а не в периоде фактической отгрузки товара на экспорт и оформления грузовой таможенной декларации. Кроме того, по мнению инспекции, 46 135 руб. налоговых вычетов общества в отношении экспортной операции, отгрузка товара по которой произведена 12.01.2006, также являются неправомерными еще и в связи с тем, что они заявлены на основании счетов-фактур, выставленных начиная с 18.01.2006.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества просили отказать в ее удовлетворении.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2007 в судебном заседании объявлен перерыв до 18.09.2007.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество представило в инспекцию основную и уточненную налоговые декларации по НДС по ставке 0 процентов за август 2006 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
По результатам проверки инспекция приняла решение от 19.12.2006 N 293, пунктами 2 и 4 которого соответственно признала необоснованным применение обществом налоговой ставки 0 процентов по операции реализации товаров на экспорт на сумму 253 952 руб. и отказала обществу в возмещении 5 908 526 руб. НДС.
Основанием для принятия такого решения послужил вывод инспекции о неправомерности применения обществом 5 908 526 руб. налоговых вычетов, включая 46 135 руб. вычетов по операции реализации товаров на экспорт на сумму 253 952 руб., ранее заявленных в налоговых декларациях по НДС по внутреннему рынку за январь, май, июнь и июль 2006 года. Также инспекция указала на то, что налоговые вычеты в сумме 46 135 руб. необоснованно заявлены в отношении экспортной операции, товар по которой фактически отгружен на экспорт 12.01.2006, на основании счетов-фактур, оформленных начиная с.18.01.2006.
Общество, считая пункты 2 и 4 решения инспекции от 19.12.2006 N 293 незаконными, обжаловало ненормативный акт налогового органа в данной части в арбитражный суд.
Арбитражные суды удовлетворили требования общества исходя из того, что спорная сумма налоговых вычетов относится к операциям реализации товаров на экспорт, заявленным обществом в налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов за август 2006 года.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пунктом 2 статьи 173 НК РФ предусмотрена возможность возмещения налогоплательщикам сумм НДС в случае превышения налоговых вычетов, указанных в декларации, над суммами налога, исчисленными в связи с реализацией товаров, в пределах установленного этим пунктом срока - трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В силу пункта 6 статьи 164 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) по операциям реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта и облагаемых НДС по налоговой ставке 0 процентов, представляется отдельная налоговая декларация.
Пункт 1 статьи 153 НК РФ требует от налогоплательщиков, применяющих различные налоговые ставки при реализации товаров, определять налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.
Исходя из пункта 6 статьи 166 НК РФ сумма налога по операциям реализации товаров, облагаемых на основании пункта 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанным в пункте 1 статьи 164 НК РФ определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, указанных в пункте 3 статьи 172 НК РФ.
Исходя из пункта 3 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), приведенных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, названных в статье 165 НК РФ.
Таким образом, пункт 3 статьи 172 НК РФ содержит дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе заявить вычеты по таким операциям.
При установлении того, подлежат ли суммы уплаченного поставщикам НДС включению в вычеты по операциям реализации товаров, отражаемых в отдельной налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов, налогоплательщикам следует руководствоваться общими положениями статей 171 и 172 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами покупателю при приобретении последним товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров после их принятия на учет.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты. При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров, подлежат вычетам в отношении товаров, приобретаемых для операций, признаваемых объектами налогообложения.
Следовательно, налогоплательщик не только обязан отдельно определить и в отдельной декларации отразить налоговую базу и налог по операциям реализации товаров, облагаемых налоговой ставкой 0 процентов, но и не может уменьшить указанную в этой декларации сумму налога на те вычеты, которые не относятся к товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, включенных в данную декларацию.
При этом пунктом 9 статьи 167 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Приказом генерального директора общества от 31.12.2005 N 304 утверждена учетная политика общества на 2006 год. Пунктом 1.1 названного приказа установлен расчетный метод распределения налоговых вычетов по НДС по материалам, используемым для реализации товаров как на экспорт, так и на внутреннем рынке Российской Федерации. Данным порядком предусмотрено определение отношения суммы выручки от реализации продукции на экспорт и в Республику Беларусь к общей сумме выручки от реализации товаров (без НДС), полученной в периоде отгрузки товара. На основании полученного соотношения определяется сумма НДС по товарам, использованным для операций, облагаемых по ставке 0 процентов, которая предъявляется к вычету в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ в налоговом периоде, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В оспариваемом решении налоговый орган не ссылается на несоответствие учетной политики общества положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а лишь указывает на повторность предъявления налогоплательщиком вычетов по НДС.
Вместе с тем инспекцией не оспаривается, что 5 908 526 руб. налоговых вычетов общество заявило в отношении товаров, приобретенных для осуществления операций по реализации товаров на экспорт.
Также судом первой инстанции установлено и инспекцией не опровергается, что одновременно с декларациями по НДС по ставке 0 процентов за август 2006 года общество представило полный пакет надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Следовательно, общество правомерно, руководствуясь положениями пункта 9 статьи 167 и статей 171-172 НК РФ, применило налоговые вычеты в спорной сумме в названном налоговом периоде в отношении экспортируемых товаров.
Довод инспекции о том, что данные вычеты заявлены по тем же счетам-фактурам, по которым общество заявляло вычеты в декларациях по НДС по внутреннему рынку за январь, май, июнь и июль 2006 года, не подтвержден материалами дела и, соответственно, не может являться основанием для признания неправомерным применения этих вычетов в августе 2006 года по операциям, к которым они относятся.
В данном случае в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган не лишен возможности проверить правомерность применяемой обществом учетной политики и обоснованность применения им налоговых вычетов за указанные периоды по соответствующим счетам-фактурам в декларациях по НДС по внутреннему рынку.
Налоговые вычеты в сумме 46 135 руб. заявлены обществом на основании счетов-фактур, оформленных в периоде отгрузки товара на экспорт - в январе 2006 года.
Инспекция не оспаривает, что указанная сумма вычетов определена налогоплательщиком в соответствии с его учетной политикой, то есть исходя из соотношения суммы выручки от реализации продукции на экспорт к общей сумме выручки от реализации товаров (без НДС) в январе 2006 года.
Указанный метод распределения налоговых вычетов предусматривает, что полученное соотношение применяется к общей сумме НДС, предъявленной обществу в периоде отгрузки товара на экспорт, независимо от даты фактической отгрузки товара в рамках этого периода, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
В обоснование вывода о неправомерности применяемого обществом порядка распределения налоговых вычетов инспекция указывает лишь на то, что спорные налоговые вычеты подлежат применению в периоде фактической отгрузки товара на экспорт и оформления грузовой таможенной декларации. Однако данный вывод налогового органа противоречит порядку формирования налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, установленному пунктом 9 статьи 167 НК РФ.
Таким образом, по настоящему делу инспекция не обосновала правомерность решения от 19.12.2006 N 293 в обжалуемой части.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования общества.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19.03.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по делу N А52-84/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2007 г. N А52-84/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника