Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 сентября 2007 г. N А42-102/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Клириковой Т.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Кузнецова Д.С. (доверенность от 09.01.07 N 80-14-30-06104),
рассмотрев 19.09.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.05.07 по делу N А42-102/2007 (судья Белявская Е.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СКЛ-Норд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 28.02.06 N 158 об отказе в возмещении 182 618 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2005 года.
Решением суда первой инстанции от 28.05.07 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик неправомерно предъявил к возмещению 182 618 руб. НДС, поскольку в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на представленной им копии товаросопроводительного документа (CMR) от 19.04.05 отсутствует отметка таможенного органа, производившего таможенное оформление товаров, подтверждающая вывоз товаров за пределы Российской Федерации. Также инспекция не согласна с выводами суда о возможности восстановления срока обжалования решения Инспекции.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба Инспекции рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела. Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за май 2005 года по экспорту консервов "Печень трески натуральная" через границу Республики Беларусь, а также уточненные декларации за этот же налоговый период, заявив к вычету 182 618 руб. налога, уплаченного поставщикам. Вместе с декларацией налогоплательщик представил документы в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и права на возмещение НДС.
В ходе камеральной проверки названных деклараций налоговый орган сделал вывод о том, что Общество не подтвердило право на применение налоговой ставки 0 процентов, поскольку на копии представленного им товаросопроводительного документа (CMR от 19.04.05) отсутствует отметка таможенного органа, производившего таможенное оформление товаров, подтверждающая вывоз товаров за пределы Российской Федерации.
Решением от 28.02.06 N 158 Инспекция отказала налогоплательщику в возмещении 182 618 руб. НДС за май 2005 года.
Общество не согласилось с таким решением налогового органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, посчитал, что налогоплательщик представил в Инспекцию полный пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, и доказал право на возмещение 182 618 руб. НДС, уплаченных поставщикам. При этом, суд первой инстанции сослался на Указ Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", в соответствии с которым на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен таможенный контроль, в связи с чем невозможно проставление таможенным органом каких-либо отметок о вывозе товара.
Кассационная инстанция считает решение суда первой инстанции правильным и не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Из приведенных норм следует, что для подтверждения права на возмещение НДС при экспорте товаров организации-экспортеру необходимо доказать факт экспорта товара, представив в налоговый орган документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171 - 173 и 176 НК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество представило в налоговый орган предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ документы. Факты экспорта товара, поступления выручки от иностранного лица-покупателя на счет Общества, а также уплаты налогоплательщиком НДС поставщикам товара подтверждаются материалами дела и не оспариваются Инспекцией.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельным довод налогового органа о несоответствии товаросопроводительного документа (CMR) от 19.04.05 требованиям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, в связи с отсутствием на нем подтверждающей вывоз товаров за пределы Российской Федерации отметки таможенного органа "Товар вывезен".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, экспортером в налоговый орган представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен таможенный контроль.
Во исполнение названного Указа Государственным таможенным комитетом Российской Федерации издан приказ от 07.07.95 N 443, пунктом 1 которого предписано не осуществлять таможенный контроль и не производить таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь.
Поскольку таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых товаров на границе Российской Федерации и Республики Беларусь отменены, проставление таможенным органом каких-либо отметок о вывозе товара невозможно.
Согласно пункту 2 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров" подтверждение фактического вывоза товара через внешнюю границу Таможенного союза осуществляется в соответствии с порядком, приведенным в Приложении 3 к названному приказу, пунктом 3 которого предусмотрено проставление на обратной стороне грузовой таможенной декларации заверенной отметки "Товар вывезен полностью" и даты фактического перемещения товаров через внешнюю границу Таможенного союза по информации таможенного органа государства - участника Таможенного союза, что необходимо для осуществления налогового контроля.
Таким образом, поскольку в товаросопроводительном документе должна содержаться только отметка таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление вывоза товара, требование налогового органа о наличии дополнительных таможенных отметок, выполненных пограничным таможенным органом, не соответствует положениям законодательства Российской Федерации.
На представленной Обществом копии CMR (лист дела 44) имеются отметки Мурманской и Мозырской таможен "Выпуск разрешен", а на грузовой таможенной декларации (лист дела 43) - отметка Мурманской таможни (по информации Мозырской таможни) о вывозе товара за пределы внешней границы Таможенного союза государств - участников СНГ, что не оспаривается Инспекцией. Наличие документов с такими отметками является достаточным доказательством экспорта товаров.
Таким образом, Общество с соблюдением требований налогового законодательства подтвердило правомерность применения налоговой ставки 0 процентов.
Следовательно. Обществом обоснованно применена налоговая ставка 0 процентов по НДС за май 2005 года, и у налогового органа отсутствовали основания для отказа заявителю в применении налоговой ставки 0 процентов и применении налоговых вычетов по НДС за названный период в сумме 182 618 руб.
Довод Инспекции о несогласии с судом, о восстановлении срока на обжалование ненормативного акта налогового органа, отклоняется кассационной инстанцией, поскольку направлен на переоценку установленных судом обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому у кассационной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.05.07 по делу N А42-102/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западн ого округа от 19 сентября 2007 г. N А42-102/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника