Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 сентября 2007 г. N А26-1621/2007
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кочеровой Л.И., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия Винниковой Н.С. (доверенность от 22.03.07), Воеводиной М.Н. (доверенность от 05.02.07),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.05.07 по делу N А26-1621 /2007 (судья Одинцова М.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) от 28.12.06 N 2051.
Решением суда от 25.05.07 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства обособленным структурным подразделением Общества "Сортавальская дистанция пути - ПЧ 35" за период с 01.01.03 по 31.12.05, о чем составлен акт от 13.11.06 N 492. По результатам проверки вынесено решение от 28.12.06 N 2051 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных статьей 123, пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов с соответствующими пенями.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции указал на то, что налоговая инспекция не вправе была проводить проверку структурного подразделения Общества без проведения проверки головной организации. Суд посчитал, что это нарушение влечет безусловное признание результатов налоговой проверки недействительными.
В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).
Как следует из акта проверки и решения налогового органа, выездная проверка проведена в отношении обособленного подразделения Общества - "Сортавальская дистанция пути - ПЧ 35" Октябрьского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", расположенного вне места нахождения головной организации - ОАО "РЖД".
В соответствии со статьей 9 Налогового кодекса Российской Федерации участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и сборы. В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации для целей настоящего Кодекса предусмотрено понятие обособленного подразделения организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Из представленных в материалы дела документов видно, что согласно приложению к Уставу Общества Октябрьская железная дорога является филиалом Общества, а Сортавальская дистанция пути (ПЧ 35) - обособленным подразделением этого филиала.
Согласно порядку исполнения обособленными подразделениями открытого акционерного общества "Российские железные дороги" обязанностей юридического лица по уплате налогов и сборов, утвержденного Президентом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 26.09.03, филиалы и другие обособленные подразделения исполняют обязанности налогоплательщика по уплате ряда налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе налога на доходы физических лиц и единого социального налога, которые являлись предметом спорной налоговой проверки.
Таким образом, поскольку Сортавальская дистанция пути (ПЧ 35) исполняет обязанности налогоплательщика в отношении налога на доходы физических лиц и единого социального налога, налоговая инспекция вправе была провести налоговую проверку обособленного подразделения по этим налогам.
Указание суда первой инстанции на такие нарушения, как ненаправление налоговой инспекцией решения о проведении проверки головной организации, указание в решении о проведении проверки наименований налогов, по которым обособленное подразделение не исполняет обязанности налогоплательщика, также не являются безусловным основанием для признания решения налоговой инспекции недействительным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требовании настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.02.01 N 5 по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность, и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
В рассматриваемом случае судом не установлено, что допущенные налоговой инспекцией нарушения каким-либо образом влияют на законность и обоснованность решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело - передаче в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует рассмотреть все доводы Общества и налоговой инспекции по существу спора
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.05.07 по делу N А26-1621/2007 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 сентября 2007 г. N А26-1621/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника