Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 сентября 2007 г. N А56-45986/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 февраля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кузнецовой Н.Г., Корпусовой О.А.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области Канцур Е.Ф. (доверенность от 10.01.2007),
рассмотрев 19.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 по делу N А56-45986/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 09.10.2006 N 9631.
Решением суда первой инстанции от 13.02.2007 требования заявителя удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом статей 170-173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик не вправе применять налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), так как отсутствуют доказательства ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации. Кроме того, в его действиях имеются признаки недобросовестности: уставный капитал составляет всего 10 000 руб., организация не находится по адресу, указанному в учредительных документах, имеется рост дебиторской и кредиторской задолженности, реализация товара с минимальной наценкой, отсутствие основных, в том числе транспортных средств, сумма уплаченных в бюджет налогов менее суммы НДС, заявленной к возмещению.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить в силе судебные акты как законные и обоснованные и рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации общества по НДС за июнь 2006 года. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговая инспекция вынесла решение от 09.10.2006 N 9631 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 697 691 руб. Обществу доначислили 3 488 455 руб. НДС и 108 4 74,42 руб. пеней.
Основанием для принятия налоговым органом решения послужило непредставление обществом в налоговую инспекцию копии ГТД с отметкой "въезд подтвержден", а также документов, подтверждающих транспортировку товара. Налоговая инспекция в решении также указала, что покупатели товара: ООО "Комфорт" и ООО "Рона" хозяйственную деятельность не осуществляют, операции по их счетам в банках приостановлены. Эти обстоятельства, а также то, что общество не находится по месту своего юридического адреса, свидетельствуют о недобросовестности общества и лишают его права на налоговые вычеты.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление общества, судебные инстанции исходили из того, что налоговая инспекция не представила надлежащих доказательств, в совокупности свидетельствующих о недобросовестности общества, требования статей 171, 172 НК РФ для применения налоговых вычетов обществом соблюдены.
Суд кассационной инстанции, проверил правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права.
Общество по контрактам с иностранными фирмами осуществляло ввоз на таможенную территорию Российской Федерации продукты питания и мясосырье.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации общество уплачивало налог на добавленную стоимость.
В установленный срок общество представило в налоговую инспекции декларацию по НДС за июнь 2006 года. Согласно декларации сумма налога начисленная к уменьшению за данный налоговый период, составила 411908 pyб. Сумма налога, уплаченная при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, отражена в сумме 3 488 455 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
В пункте 1 статьи 171 НК РФ указано на право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику npи приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 НК РФ).
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов (статья 172 НК РФ).
Таким образом, право на предъявление налога на добавленную стоимость к вычету, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, а также на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию, возникает у налогоплательщика при соблюдении следующих условий:
- фактического приобретения товара, работ, услуг (ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации);
- подтверждения факта понесенных затрат по уплате сумм налога таможенным органам;
- принятия к учету приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (ввезенных на таможенную территорию товаров), подтвержденного соответствующими первичными документами;
- наличия оформленных в соответствии со статьей 169 НК РФ поставщиками товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации счетов-фактур.
Имеющиеся в материалах дела документы подтверждают выполнение обществом требований налогового законодательства для предъявления к вычету 3 488 455 руб. НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Так, товары приобретены (ввезены) для перепродажи; эти товары приняты к учету в установленном порядке; налог по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам уплачен обществом таможенным органам за счет собственных средств.
Судом установлено, что факты ввоза иностранного товара на таможенную территорию Российской Федерации подтверждаются ГТД с отметками таможни "Выпуск разрешен". Факты уплаты НДС в составе таможенных платежей и принятия к учету ввезенного товара о выпуске товара в свободное обращение подтверждаются ГТД, чеками, платежными поручениями, книгой покупок, карточкой счета 41 "Товары".
Не подтвержден безусловными доказательствами вывод налогового органа о недобросовестности общества.
Ссылки налоговой инспекции на неосуществление обществом оплаты товара иностранному поставщику, минимальной рентабельности, незначительного уставного капитала как основание отказа в вычете налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне, кассационная инстанция считает несостоятельными.
Перечисленные факты - исходя из норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации - сами по себе не влияют на право налогоплательщика на вычет налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного в бюджет при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, приобретенных для последующей перепродажи.
Как следует из материалов дела, в спорном периоде общество не имело хозяйственных отношений с ООО "Комфорт" и 000 "Рона". Единственным покупателем товара являлось 000 "Префект", оплата за товар поступала от него регулярно, что не оспаривается налоговой инспекцией.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщика Налоговым кодексом Российской Федерации возложена на налоговые органы.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял это решение.
В случаях, когда налоговый орган отказывает лицу в праве на вычет налога на добавленную стоимость по мотиву его недобросовестности как налогоплательщика, он обязан доказать именно недобросовестность в его действиях, а не ограничиваться формальным перечислением каких-либо фактов.
Утверждение инспекции о недобросовестности общества как налогоплательщика не подтверждено никакими доказательствами. В частности, налоговый орган не представил доказательства наличия у налогоплательщика при заключении и исполнении сделок с контрагентами (иностранными поставщиками товаров, покупателями и российскими поставщиками) умысла, направленного на незаконное получение из бюджета сумм НДС (неправомерное получение налоговой выгоды), доказательства согласованных действий общества и его контрагентов, направленных на уклонение от уплаты налогов.
Поскольку общество представленными в налоговую инспекцию и суд документами, предусмотренными статьями 169, 171 и 172 НК РФ, подтвердило право на спорную сумму налоговых вычетов, а налоговый орган не доказал недобросовестность Общества как налогоплательщика, кассационная инстанция считает судебные акты законными и обоснованными. Оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 по делу N А56-45986/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. N А56-45986/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника