Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 сентября 2007 г. N А26-338/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Мунтян Л.Б., Хохлова Д.В.,
при участии от муниципального общеобразовательного учреждения Беломорского муниципального района "Сосновецкий детский дом "Дружная семья" Бабушкина Н.М. (доверенность от 12.02.2007 N 30),
рассмотрев 18.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.03.2007 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А26-338/2007,
установил:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района "Сосновецкий детский дом "Дружная семья" (далее -Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд) от 24.07.2006 N 181 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного страхования в части непринятия к зачету 34 069 руб. 02 коп.
Решением суда от 20.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.06.2007, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, ссылка судов на пункт 1.4 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.10.1994 N 206 и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.10.1994 N 21 (далее - Инструкция), является неправомерной. Листы нетрудоспособности выданы медицинским работником со средним образованием Кузнецовой в 2003-2004 годы с нарушением установленного порядка. В нарушение пункта 2.2 Инструкции в 2003-2004 годах фельдшером Поповой Л.Н. листки нетрудоспособности выдавались на срок более 10 дней и единовременно на срок более 5 дней, что послужило основанием для непринятия к зачету 11 091 руб. 35 коп. расходов Учреждения.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку Учреждения по вопросам правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования за период с 01.01.2003 по 31.12.2005. Результаты проверки отражены в акте от 19.06.2006 N 156 с/с.
В ходе проверки Фонд установил неправомерное предъявление Учреждением к зачету сумм, выплаченных по листкам нетрудоспособности, оформленным с нарушением установленных правил, а именно:
- выданным медицинскими работниками со средним образованием, не имеющими права на выдачу больничных листков (статья 49 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы), пункт 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6 (далее - Положение N 13-6), пункт 1.3 Инструкции (на сумму 22 977 руб. 67 коп).;
- выданным медицинским работником со средним образованием, имеющим право на выдачу больничных листков, единовременно на срок свыше 5 дней и единолично на срок более 10 дней (пункт 9 Положения N 13-6, пункт 2.2 Инструкции) (в сумме 11 091 руб. 35 коп).;
Решением Фонда от 24.07.2006 N 181 Учреждению отказано в принятии к зачету 34 069 руб. 02 коп., выплаченных работникам по указанным эпизодам на основании листов нетрудоспособности, оформленных с нарушением установленных правил.
Учреждение, считая решение Фонда в обжалуемой части недействительным, оспорило его в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление Учреждения.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно статье 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной трудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной трудоспособности в соответствии с федеральным законом. Поскольку в настоящее время такой закон не принят, то в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит применению Положение N 13-6.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение о Фонде), установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Согласно пункта 18 Положения о Фонде расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной трудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной трудоспособности в соответствии с федеральным законом. Поскольку до настоящего "время такой федеральный закон, регламентирующий условия выплат пособий по временной нетрудоспособности, не принят, то на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации продолжают действовать Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191 (далее - Основные условия).
Пунктом 55 Основных условий предусмотрено, что расходы по выплате пособий, произведенные по неправильно оформленным документам, не принимаются к зачету в счет взносов на социальное страхование и относятся за счет средств предприятия, учреждения и организации.
Из приведенных выше правовых норм следует, что обязанность проверки правильности оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности. Только при исполнении указанной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листа установленному порядку у организации возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования.
В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции право на выдачу листков нетрудоспособности (справок) имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. В отдельных случаях, по решению местных органов управления здравоохранением, выдача листков нетрудоспособности (справок) гражданам может быть разрешена медицинскому работнику со средним медицинским образованием.
Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к правильному выводу о том, что Учреждением не нарушен пункт 1.3 Инструкции. При этом суды обоснованно исходили из того, что заявитель принял меры для проверки правомерности выдачи больничных листов по данному эпизоду. Муниципальное учреждение Беломорского района "Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений образования", осуществляющее бухгалтерский учет заявителя, обращалась в Беломорскую центральную районную больницу по вопросу предоставления приказа о наделении полномочиями по выдаче листков нетрудоспособности медицинских работников больницы со средним медицинским образованием. На данный запрос получен ответ, что приказ не может быть выдан, так как является документом внутреннего пользования. Акты Министерства здравоохранения Республики Карелия и муниципальных органов управления здравоохранения, поручающие среднему медицинскому персоналу осуществлять экспертизу временной нетрудоспособности, не являются общедоступными, следовательно, в данном случае у Учреждения отсутствовала возможность проверить полномочия лиц, оформивших листки нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции средний медицинский работник, имеющий право выдавать листки нетрудоспособности, единолично и единовременно выдает его на срок до 5 дней и продлевает до 10 дней, в исключительных случаях, после консультаций с врачом ближайшего лечебно - профилактического учреждения, - сроком до 30 дней.
Суды пришли к выводу, что Фонд не доказал нарушения Учреждением пункта 2.2 Инструкции. При этом суды учли, что Фонд не проверял, осуществлялись ли консультации с врачом ближайшего лечебно-профилактического учреждения фельдшером Поповой Л.Н. при продлении листков нетрудоспособности свыше 10 дней.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление Учреждения.
Обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.03.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2007 по делу N А26-338/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2007 г. N А26-338/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника