Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 сентября 2007 г. N А56-49801/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Т., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 04.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2007 (судья Жбанов В.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 (судьи Медведева И.Г., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.) по делу N А56-49801/2006,
установил:
Производственный кооператив "Городское газовое хозяйство "Ленгаз" (далее - Кооператив, ГГХ "Ленгаз") обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 21.09.2006 N 113151 об отказе в государственной регистрации юридического лица. Кооператив просит обязать Инспекцию осуществить регистрацию уменьшения размера паевого фонда ГГХ "Ленгаз" и внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Кооператив изменил, заявленные требования и просил признать оспариваемое решение уполномоченного органа недействительным, обязать Инспекцию зарегистрировать уменьшение размера паевого фонда ГГХ "Ленгаз" и внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.
Решением от 19.03.2007 заявление Кооператива удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление как вынесенные с нарушением норм материального права. Уполномоченный орган считает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 439) в случаях изменения размера уставного капитала (паевого фонда) не предусматривается обращение в Инспекцию с заявлением по форме Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы". Заявитель должен был обратиться с заявлением по форме Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", поскольку сведения о паевом фонде должны содержаться в уставе Кооператива.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Регистрационной палатой Санкт-Петербурга 30.08.1996 зарегистрирован производственный кооператив "Городское газовое хозяйство "Ленгаз" за основным государственным регистрационным номером 1027804890442. Общим собранием членов Кооператива принято решение о том, что в связи с изменением состава участников ГГХ "Ленгаз" и размера их паев с 01.06.2006 размер паевого фонда ГГХ "Ленгаз" составляет 5 107 562 руб., что отражено в протоколе от 01.09.2006 N 38. Для регистрации уменьшения размера паевого фонда Кооператив обратился в уполномоченный орган с заявлением по форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Распиской от 14.09.2006 подтверждается, что Инспекция приняла представленные для государственной регистрации документы. Решением от 21.09.2006 N 113151-06 уполномоченный орган отказал Кооперативу в государственной регистрации, указав, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление по форме Р14001, которая утверждена Постановлением N 439.
Считая решение от 21.09.2006 N 113151-06 незаконным, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 5, 10 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (далее - Закон N 41-ФЗ), статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), пришел к выводу, что прямое указание в законодательстве на отражение размера паевого фонда в учредительных документах Кооператива отсутствует. Следовательно, государственная регистрация изменения размера паевого фонда производится как регистрация изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Таким образом, Кооператив правомерно, обратился в уполномоченный орган с заявлением по форме Р14001.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции. Кассационная коллегия, проверив законность обжалуемых судебных актов и изучив доводы заявителя, пришла к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, и при ведении ЕГРЮЛ регулируются Законом N 129-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 23 Закона N 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Общий порядок представления документов при государственной регистрации установлен статьей 9 Закона N 129-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 названной статьи требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования утверждены Постановлением N 439.
В соответствии с Постановлением N 439 заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, подается по форме Р14001.
Основания для отказа в государственной регистрации изложены в статье 23 Закона N 129-ФЗ, в силу которой отказ в государственной регистрации возможен в случае: а) непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Других оснований для отказа в регистрации юридических лиц названный Закон не предусматривает.
Согласно решению от 21.09.2006 Инспекция отказала в государственной регистрации, поскольку заявителем не было представлено заявление по форме Р14001. Однако данный вывод противоречит материалам дела, в которых имеется Заявление Кооператива, представленное в уполномоченный орган по форме Р14001 (лист дела 40). Вывод уполномоченного органа также опровергается распиской в получении документов от 14.09.2006, из которой следует, что Инспекция приняла от Кооператива документы для государственной регистрации, включая заявление.
Довод подателя жалобы о том, что Кооператив должен был представить для государственной регистрации заявление по форме Р13001, суд кассационной инстанции считает ошибочным. В соответствии с Постановлением N 439 заявление по форме Р13001 представляется в уполномоченный орган при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 5 Закон N 41-ФЗ в уставе кооператива должны определяться фирменное наименование кооператива, место его нахождения, а также содержаться условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательств по внесению указанных взносов; о характере и порядке трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности и об их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и об условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке выплаты стоимости пая или выдачи соответствующего ему имущества лицу, прекратившему членство в кооперативе; о порядке вступления в кооператив новых членов; о порядке выхода из кооператива; об основаниях и о порядке исключения из членов кооператива; о порядке образования имущества кооператива; о перечне филиалов и представительств кооператива; о порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 10 Закона N 41-ФЗ паевые взносы образуют паевой фонд кооператива. Паевой фонд кооператива определяет минимальный размер имущества кооператива, гарантирующего интересы его кредиторов. Общее собрание членов кооператива обязано объявить об уменьшении размера паевого фонда кооператива, если по окончании второго или каждого последующего года стоимость чистых активов окажется меньше стоимости паевого фонда кооператива, и зарегистрировать это уменьшение в установленном порядке.
Поскольку законодательство не содержит требований об отражении величины паевого фонда в учредительных документах, то суды правомерно отклонили довод Инспекции о необходимости в данном случае представить в уполномоченный орган заявление по форме Р13001.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для их отмены.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. Поскольку Инспекция при подаче кассационной жалобы не уплатила в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы, то в соответствии с подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 по делу N А56-49801/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2007 г. N А56-49801/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника