Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2007 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 сентября 2007 г. N А05-12453/2006-4
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 02.05.2007), от отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области Фарбер С.Г. (доверенность от 29.12.2006),
рассмотрев 04.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.02.2007 (судья Бушева Н.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2007 (судьи Романова А.В., Журавлев А.В., Зайцева А.Я.) по делу N А05-12453/2006-4,
установил:
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2007 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка
акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Котласской дирекции по обслуживанию пассажиров структурного подразделения Федеральной пассажирской Дирекции - филиала общества с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области о взыскании 6 193 руб. 43 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2005 году льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы". В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, указаны Управление социальной защиты населения администрации Архангельской области (далее - Управление социальной защиты), государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области (далее - ртделение Пенсионного фонда).
Определением от 27.11.2006 Управление социальной защиты и отделение Пенсионного фонда привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество уточнило исковые требования и уменьшило размер взыскиваемых убытков до 2 061 руб. 18 коп. Уменьшение исковых требований принято судом.
Решением от 08.02.2007 иск Общества удовлетворен за счет средств казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.06.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить как принятые с нарушением норм материального права решение и постановление и вынести новый судебный акт, которым отказать в иске к Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, финансирование указанных льгот в 2005 году осуществлялось Пенсионным Фондом Российской Федерации. Отделению Пенсионного фонда в 2005 году на реализацию названных льгот было выделено 694 306 руб. Заявитель считает, что истец не доказал факт несения расходов в указанном размере.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. ОАО "РЖД" считает, что факт предоставления льгот и несения расходов в указанном размере подтверждаются представленными документами из отчетов билетных кассиров за 2005 год (купоны кассира, талоны на право льготного проезда). По мнению ОАО "РЖД", обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов возмещать за счет средств бюджета выпадающие доходы организациям, предоставляющим льготы, возникает из прямых требований закона.
Как следует из материалов дела, в 2005 году Обществом предоставлялись льготы в виде бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Закон N 5-ФЗ) и Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (далее - Закон N 4301-1).
В результате предоставления льгот у Общества возникли расходы, невозмещение которых в полном размере послужило основанием для обращение в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя иск ОАО "РЖД", посчитали, что на момент рассмотрения спора у отделения Пенсионного фонда отсутствует остаток средств федерального бюджета, и Минфин РФ не представил доказательств неполного или нецелевого использования Пенсионным фондом Российской Федерации полученных в 2005 году средств федерального бюджета на указанные цели.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 4 Закона N 5-ФЗ указанным в статье 1 данного закона гражданам Российской Федерации предоставляется бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов, водным транспортом в каютах первого класса (на местах первой категории) экспрессных и пассажирских линий, воздушным или междугородным автомобильным транспортом.
В соответствии со статьей 7 Закона N 5-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, расходы, связанные с реализацией названного Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона N 4301-1 предусмотрено, что указанные в Законе категории граждан имеют право на бесплатный личный проезд два раза в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых пассажирских поездов.
В силу статьи 11 данного закона расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией названного закона, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с настоящим законом, путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2004 N 184-ФЗ "О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год" (далее - Закон N 184-ФЗ) действие статьи 11 Закона N 4301-1 и статьи 7 Закона N 5-ФЗ, согласно которым финансирование льгот указанным в этих законах категориям граждан производилось за счет средств субъектов Российской Федерации, приостановлено на 2005 год.
Средства на реализацию статей 1, 4-9 Закона N 4301-1 и статей 1-6 Закона N 5-ФЗ выделяются из федерального бюджета и перечисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляет эти средства субъектам Российской Федерации (статья 21 Закона N 184-ФЗ).
Судом на основе имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что Отделению Пенсионного фонда на реализацию указанных льгот выделено 694 306 руб., которая была перечислена на счет администрации Архангельской области. Из этой суммы израсходовано 355 681 руб., а оставшаяся часть средств возвращена отделению Пенсионного фонда, который затем возвратил ее Пенсионному фонду Российской Федерации.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у отделения Пенсионного фонда остатков полученных на указанные цели средств федерального бюджета либо нецелевого их использования, то суд правомерно удовлетворил требования за счет средств казны Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что Общество не доказало факт предоставления льгот и размер заявленных к возмещению расходов, кассационная инстанция считает ошибочным.
Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила), продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью автоматизированной системы учета "Экспресс".
Пунктом 24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.
Из материалов дела следует, что Общество в апелляционную инстанцию представило талоны на право бесплатного проезда на имя Сафронова А.Я. и Вакорина Н.Ф. и купоны кассира о продаже билетов указанным лицам (листы дела 87, 90 тома 2).
При таких обстоятельствах, требования Общества обоснованы по существу и правомерно удовлетворены судом.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.02.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2007 по делу N А05-12453/2006-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 сентября 2007 г. N А05-12453/2006-4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2007 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка