Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 сентября 2007 г. N А13-12912/2006-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Асмыковича А.В., Кочеровой Л.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологдаэнерго" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.04.07 (судья Кудин А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.07 (судьи Мурахина Н.В., Маганова Т.В., Чельцова Н.С.) по делу N А13-12912/2006-27,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Вологдаэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 29.09.06 N 7480/546/12105.
Решением суда от 16.04.07, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.07. в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано
В кассационной жалобе Общество, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленного Обществом расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 6 месяцев 2006 года По результатам проверки вынесено решение от 29.09.06 N 7480/546/12105 об отказе в привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, пунктом 2 которого Обществу предложено уплатить 72 859 рублей единого социального налога и 642 рубля 37 копеек пени по единому социальному налогу.
В ходе проверки установлено, что Общество в 2006 году не включило в базу, облагаемую единым социальным налогом, 627 572 рубля выплаченной работникам материальной помощи за первое полугодие 2006 года.
Налоговая инспекция указывает, что поскольку эта выплата непосредственно связана с исполнением трудовых функций и входит в установленную в Обществе систему оплаты труда, то ее следовало включить в базу для начисления единого социального налога. В связи с этим налоговая инспекция доначислила Обществу 72 859 рублей единого социального налога и 642 рубля 37 копеек пени по единому социальному налогу.
Общество полагает, что материальную помощь нельзя рассматривать как форму оплаты труда, следовательно, эти выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, и в силу пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения единым социальным налогом для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации облагаемая единым социальным налогом база организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Суммы, не подлежащие налогообложению указаны в статье 238 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом подпункт 3 пункта 1 этой статьи устанавливает случаи, когда не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком (физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи).
Других случаев исключения из налогооблагаемой базы сумм материальной помощи, выплаченной работникам, нормами главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено.
Кроме того, как следует из информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.03.06 N 106, при рассмотрении дел, касающихся правильности определения налоговой базы по единому социальному налогу, необходимо иметь в виду, что пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу (единому социальному налогу или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат.
Следовательно, при решении вопроса о включении выплат и вознаграждений в базу по единому социальному налогу следует руководствоваться нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
Согласно пункту 23 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам (в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности).
Суды первой и апелляционной инстанций проанализировали представленные в материалы дела документы и пришли к выводу о том. что спорные выплаты непосредственно связаны с выполнением трудовых обязанностей. Вывод суда подтверждается имеющимися в материалах дела коллективным договором и Положением об оплате труда.
Неправомерной является ссылка Общества на письма Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.04, 20.02.05, 19.04.05. 18.08.06. 12.10.06, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Таким образом, разъяснения Министерства финансов Российской Федерации можно расценивать только как основание для освобождения Общества от налоговой ответственности в силу пункта 2 статьи 109, подпункта 3 пункта 1 и пункта 2 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.04.07 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.07 по делу N А13-12912/2006-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологдаэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 сентября 2007 г. N А13-12912/2006-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника