Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 сентября 2007 г. N А56-7524/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Любченко И.С. и Мунтян Л.Б.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Баранова И.С. (доверенность от 28.12.2006 N 70-11/208) и Гречанникова В.Е. (доверенность от 28.12.2006 N 70-11/207), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Куликовой Н.В. (доверенность от 29.12.2006 N 51716),
рассмотрев 27.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2007 по делу N А56-7524/2007 (судья Мирошниченко В.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1.1, 1.2, подпунктов "а", "б" и "в" пункта 2.1 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 14.02.2007 N 6 в части начисления недоимок за 2004-2005 годы, пеней и штрафов, предусмотренных пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по налогу на землю.
Решением от 28.05.2007 суд удовлетворил заявление, указав на отсутствие оснований для доначисления Обществу налога на землю за 2004-2005 годы, а также на неправильное применение ставок налога при расчете недоимки.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 28.05.2007 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил положения статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю"), ссылаясь на то, что Общество, являясь фактическим землепользователем земельного участка, расположенного на станции "Выборг" под вокзалом и 9 платформами, не уплачивало за его пользование арендную плату и земельный налог в 2004-2005 годы, так как свидетельство о государственной регистрации прав на этот участок от 11.03.2004 N 355753 "не было внесено в договор аренды от 01.03.2006 N 89/1-н, заключенный между заявителем и Территориальным управлением Росимущества по Ленинградской области". Налоговый орган также указывает на то, что Общество уплачивало земельный налог не за весь земельный участок с кадастровым номером 47:01:00-00-000:004 и не представило документы, подтверждающие отнесение спорного участка под полосу отвода железных дорог.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили оставить ее без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Инспекция в ходе выездной проверки Общества в части деятельности его филиала - "Октябрьская железная дорога" вменила налогоплательщику в вину неуплату земельного налога за 2004-2005 годы за участок, расположенный на станции Выборг под принадлежащим ему на праве собственности зданием вокзала площадью "2643,46 кв. м" (свидетельство о государственной регистрации права от 11.03.2004 N 355753) и пассажирскими платформами в количестве 9 штук общей площадью "16 800 кв. м", а также непредставление налоговых деклараций "по земле по структурному подразделению КПП 470431006" -Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. Отклонив доводы налогоплательщика со ссылкой на то, что свидетельство от 11.03.2004 N 355753 не указано в договоре аренды земельного участка от 01.03.2006 N 89/1-Н, налоговый орган начислил Обществу недоимки по земельному налогу, применив за 2004 год налоговую ставку 22,8 руб. за кв. м, а за 2005 год - 25,08 руб. за кв. м.
Принятым по результатам выездной проверки решением от 14.02.2007 N 6 Инспекция привлекла Общество по указанному эпизоду проверки к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафов в размерах 1 259 002 руб. и 141 859 руб. соответственно (пункты 1.1 и 1.2 решения), предложив налогоплательщику в срок, указанный в требовании, уплатить налоговые санкции, 709 297 руб. налога на землю и 180 082,16 руб. пеней (подпункты "а", "б" и "в" пункта 2.1 решения).
Кассационная коллегия считает, что суд правомерно признал решение Инспекции от 14.02.2007 N 6 недействительным в указанной части, установив отсутствие оснований для доначисления Обществу налога на землю за 2004-2005 годы и неправильное применение ставок налога при расчете недоимок.
Согласно статье 1 Закона "О плате за землю", действовавшего в проверяемый период, использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом, а за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. При этом из статьи 15 названного Закона следует, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
В данном случае согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.03.2004 N 355753 (листы дела 55-56), выписке из государственного земельного кадастра от 24.06.2003 (лист дела 17) и техническому паспорту от 09.03.2004 (приложение к делу, листы 41-45) Общество является правообладателем сооружения - "Пригородный пассажирский комплекс вокзала на станции Выборг", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 47:01:00-00-000:0004, в состав которого входят вокзал станции Выборг и 9 пассажирских платформ. Разрешенное использование (назначение) названного земельного участка - под полосу отвода железной дороги (пункт 9 выписки из государственного земельного кадастра от 24.06.2003).
В ходе судебного разбирательства суд установил, что в 2004-2005 годы Общество производило уплату земельного налога за пользование земельным участком с кадастровым номером 47:01:00-00-000:0004, что подтверждают налоговые декларации за 2004 и 2005 годы, представленные в налоговый орган 29.12.2004 и 29.06.2005 (листы дела 18-27).
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали законные основания для начисления Обществу недоимок по земельному налогу за 2004-2005 годы и для привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ за непредставление налоговых деклараций и неуплату налога соответственно, а также для исчисления налога за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, без учета положений пункта 23 статьи 12 Закона "О плате за землю", в котором предусмотрено взимание в этом случае налога с предприятий железнодорожного транспорта в размере до 25% от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья.
Несостоятелен и довод налогового органа о том, что свидетельство о государственной регистрации права собственности от 11.03.2004 N 355753 не включено в договор аренды N 89/1-н, заключенный заявителем и Территориальным управлением Росимущества по Ленинградской области 01.03.2006, поскольку данное обстоятельство не имеет в силу статей 1 и 15 Закона "О плате за землю" правового значения для начисления земельного налога за 2004-2005 годы. Более того, суд установил, а податель жалобы не оспаривает, что указанное свидетельство ошибочно не включено в договор аренды от 01.03.2006 N 89/1-н, в связи с чем 02.04.2007 начальник Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги обратился с соответствующим письмом в Территориальное управление Росимущества по Ленинградской области.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой противоречат фактическим обстоятельствам дела, а принятое по делу решение суда, основанное на объективной и полной оценке имеющихся в деле допустимых и достоверных доказательств, считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2007 по делу N А56-7524/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2007 г. N А56-7524/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника