Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 сентября 2007 г. N А05-1140/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 25.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.04.2007 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2007 (судьи Богатырева В.А., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А05-1140/2007,
установил:
Государственное унитарное предприятие Учреждение УГ 42/4 ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации по Управлению исполнения наказаний Архангельской области (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция): от 25.12.2006 N 11-06/231 дсп в части предложения Учреждению уплатить за 2005 год 46 935 руб. единого социального налога (далее - ЕСН), зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) и 117 337 руб, - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС); от 27.12.2006 N 11-06/7149 дсп об уплате за 2004 год 9 409 руб. ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, и 159 949 руб. - в ТФОМС.
Решением суда первой инстанции от 25.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.06.2007, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Инспекция не согласна с выводами судов о наличии у Учреждения на момент вынесения оспариваемых решений переплаты ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС и ТФОМС.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Учреждение представило в Инспекцию уточненные декларации по ЕСН за 2004-2005 годы для лиц, производящих выплаты физическим лицам.
Инспекция провела камеральные проверки деклараций. В ходе проверок налоговый орган сделал вывод о занижении Учреждением сумм ЕСН за 2004-2005 годы зачисляемых в ФФОМС и ТФОМС, в связи с невключением в базу, облагаемую этим налогом, выплат, производимых в пользу осужденных за выполнение ими работ во время отбывания наказания.
По результатам проверок налоговым органом вынесены решения от 25.12.2006 N 11-06/231 дсп и от 27.12.2006 N 11-06/7149 дсп. В этих решениях Учреждению предложено уплатить соответственно 46 935 руб. ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, и 117 337 руб. - в ТФОМС за 2005 год, 9 409 руб. ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, и 159 949 руб. - в ТФОМС за 2004 год.
Учреждение оспорило решения налогового органа в части предложения уплатить указанные суммы в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что спорные выплаты являются объектом обложения ЕСН, а Учреждение - плательщиком ЕСН с этих выплат и в части направляемой в ФФОМС и ТФОМС. Вместе с тем суды признали недействительными оспариваемые решения Инспекции со ссылкой на то, что Учреждением перечислены суммы ЕСН за 2004-2005 годы, исчисленные со спорных выплат, в том числе и направляемой в ФФОМС и ТФОМС, что подтверждается вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.03.2007 по делу N А05-5992/2006-29, заявителем по которому является Учреждение.
Суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом следующего.
В ходе судебного разбирательства по делу N А05-5992/2006-29 установлено, Учреждение перечислило 333 630 руб. 33 коп. ЕСН за 2004 - 2005 годы (в части, зачисляемой в ФФОМС и ТФОМС), исчисленного с выплат, произведенных в пользу осужденных за выполнение ими работ во время отбывания наказания.
Посчитав указанную сумму налога излишне уплаченной, Учреждение 12.09.2006 обратилось в Инспекцию с заявлением N 4/5-5343 о возврате 56 343 руб. 72 коп., перечисленных в ФФОМС, и 277 286 руб. 61 коп. - в ТФОМС.
Инспекция отказала Учреждению в возврате налога (письмо от 15.09.2006 N 10/29/16236), которое оспорено налогоплательщиком в судебном порядке.
По результатам рассмотрения дела N А05-5992/2006-29 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа вынес постановление от 26.03.2007 об отказе Учреждению в признании недействительным письма Инспекции от 15.09.2006 N 10/29/16236.
Суд кассационной инстанции сделал вывод, что перечисленные Учреждением в ФФОМС и ТФОМС суммы ЕСН за 2004-2005 годы, исчисленные с выплат, произведенных в пользу осужденных за выполнение ими работ во время отбывания наказания, не являются излишне уплаченными. Суд указал на то, что названные выплаты являются объектом обложения ЕСН, а Учреждение - плательщиком ЕСН с этих выплат и в части направляемой в ФФОМС и ТФОМС, поскольку статьями 235, 236, 237, 238 и 241 НК РФ установлены единый перечень плательщиков ЕСН, объект налогообложения, налоговая база и налоговые ставки - как основные элементы налогообложения. Эти базовые элементы не зависят от бюджета, в который подлежит зачислению ЕСН.
Таким образом, за 2004 - 2005 годы Учреждением уплачено 56 343 руб. 72 коп. ЕСН в ФФОМС и 277 286 руб. 61 коп. - в ТФОМС.
Приведенные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу N А05-5992/2006-29 и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Следовательно, на момент вынесения налоговым органом решений от 25.12.2006 N 11-06/231 дсп и от 27.12.2006 N 11-06/7149 дсп, суммы ЕСН за 2004-2005 годы в части зачисляемой в ФФОМС и ТФОМС, Учреждением уплачены. Суммы ЕСН, перечисленные Учреждением, соответствуют суммам этого налога, указанным в оспариваемых решениях.
Кроме того, в решениях Инспекция указывает на то, что на даты проведения проверок по данным карточки лицевого счета Учреждение имело переплату ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС и ТФОМС, которая превышает суммы этого налога, доначисленные согласно решениям от 25.12.2006 N 11-06/231 дсп и от 27.12.2006 N 11-06/7149 дсп.
При таких обстоятельствах у Инспекции не имелось правовых оснований для доначисления Учреждению ЕСН, а именно: 9 409 руб. за 2004 год и 46 935 руб., зачисляемых в ФФОМС; 117 337 руб. за 2005 год и 159 949 руб. за 2004 год, зачисляемых в ФФОМС, а следовательно, и для вынесения оспариваемых решений.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов соответствуют нормам материального и процессуального права, и не находит оснований для переоценки установленных судами фактических обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.04.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2007 по делу N А05-1140/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2007 г. N А05-1140/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника