Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 сентября 2007 г. N А21-7318/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.П., судей Кадулина А.В. и Коняевой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Спартак" Бородихина С.В. (доверенность от 30.11.2006),
рассмотрев 26.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спартак" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.02.2007 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2007 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Масенкова И.А.) по делу N А21-7318/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спартак" (далее - ООО "Спартак") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к мэрии города Калининграда (далее - Мэрия), обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Инвент" (далее - ООО "ИСК "Инвент") и муниципальному унитарному предприятию города Калининграда "Оргпроект" - "Городской центр развития и организации проектирования" (далее - МУП "Оргпроект") с требованиями о признании недействительным постановления мэра города Калининграда от 16.08.2006 N 1911 "О предоставлении ООО "ИСК "Инвент" земельного участка по ул. Чекистов в Центральном районе для строительства многоквартирного жилого дома", а также о признании ничтожной сделкой заключенного в соответствии с названным постановлением договора аренды земельного участка от 28.08.2006 N 008132 и применении последствий недействительности названной сделки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области и Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Калининградской области (далее - Управление Ростехнадзора).
Решением от 12.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.05.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Спартак" просит отменить названные судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на несоответствие выводов судов обеих инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель ООО "Спартак" поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления МУП "Оргпроект" мэр города Калининграда постановлением от 18.04.2005 N 1250 в соответствии со статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предварительно согласовал указанному предприятию место размещения жилых многоквартирных домов по улице Чекистов в Центральном районе Калининграда и утвердил акт от 01.04.2003 N 0749-03 выбора земельного участка, согласованный в установленном порядке. В данном постановлении указано, что оно является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и последующего решения о предоставлении земельного участка для строительства. Срок его действия установлен в один год.
Мэрия (арендодатель) и МУП "Оргпроект" (арендатор) 29.09.2005 заключили договор N 007281-в, по которому названный участок был предоставлен в аренду для предварительного согласования места размещения объекта площадью 0,4757 га по указанному адресу сроком до 16.04.2006 в границах, обозначенных в приложении к данному договору.
В последующем Мэрия, МУП "Оргпроект" и ООО "ИСК "Инвент" заключили соглашение от 06.12.2005, в соответствии с которым МУП "Оргпроект" уступило, а ООО "ИСК "Инвент" приняло на себя права и обязанности арендатора по заключенному с МУП "Оргпроект" договору от 29.09.2005 N 007281-в.
На основании данного соглашения мэр города Калининграда постановлением от 26.02.2006 N 398 внес изменения в постановление от 18.04.2005 N 1250 в части замены МУП "Оргпроект" на ООО "ИСК "Инвент", а постановлением от 11.05.2006 N 1039 продлил срок действия постановления от 18.04.2005 N 1250 до 18.04.2007.
Мэрия и ООО "ИСК "Инвент" заключили договор от 23.05.2006 N 007917-в аренды предварительно согласованного места размещения объекта площадью 0,4757 га по улице Чекистов в Центральном районе Калининграда сроком до 18.04.2007 для предварительного согласования места размещения жилых многоквартирных домов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, выбор земельного участка под строительство произведен с соблюдением требований статьи 31 Земельного кодекса, в том числе требования об информировании населения органом местного самоуправления городского поселения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, о чем свидетельствует заключение от 11.08.2004 N 1246 по подведению итогов выявления персонального мнения граждан и смежных землепользователей о предварительном согласовании места размещения многоквартирных жилых домов по упомянутому адресу (т. 1, л.д. 77). Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области 25.07.2005 и 21.04.2006 выдало санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию и рабочий проект многоквартирного жилого дома. Приказом Управления Ростехнадзора от 06.05.2006 N 295-э утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта "Многоквартирные жилые дома" по улице Чекистов в Центральном районе Калининграда.
Земельный участок прошел кадастровый учет, и ему присвоен кадастровый номер 39:15:12-13-05:0037.
После прохождения названных процедур мэр города Калининграда постановлением от 16.08.2006 N 1911 предоставил ООО "ИСК "Инвент" в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 0,4383 га по улице Чекистов в Центральном районе Калининграда для строительства многоквартирного жилого дома.
На основании данного постановления Мэрия (арендодатель) и ООО "ИСК "Инвент" (арендатор) заключили договор от 28.08.2006 N 008132 аренды названного земельного участка с кадастровым номером 39:15:12-13-05:0037 сроком на 3 года (на период строительства).
ООО "Спартак" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительными постановления от 16.08.2006 N 1911 и договора аренды от 28.08.2006 N 008132, ссылаясь на нарушение при предоставлении спорного земельного участка статей 30, 31, 38 Земельного кодекса, статей 39, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушение прав и законных интересов заявителя, который в соответствии с заключенным с Мэрией договором аренды от 28.05.2001 N 003643 арендует смежный по отношению к спорному участку земельный участок под существующий теннисный спорткомплекс и реконструкцию административно-бытового корпуса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом.
В силу статьи 29 названного Кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
Согласно статье 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 того же Кодекса.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В силу статьи 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Для признания недействительным ненормативного правового акта в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель должен доказать наличие в совокупности двух обстоятельств: во-первых, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, во-вторых, что он нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на момент его принятия.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что ООО "Спартак" не доказало наличие названных обстоятельств.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при предоставлении спорного земельного участка в аренду МУП "Оргпроект", а в последующем ООО "ИСК "Инвент", требования Земельного кодекса, действующие на момент проведения процедур выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, Мэрией соблюдены. Данный участок сформирован и прошел кадастровый учет в установленном земельным законодательством порядке.
Довод ООО "Спартак" о том, что Мэрия в 2006 году могла предоставить названный земельный участок для жилищного строительства только на аукционе в порядке, установленном статьей 30.1 Земельного кодекса, несостоятелен, поскольку Мэрия приняла решение о предоставлении этого участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта 18.04.2005, то есть до введения в действие названной статьи Земельного кодекса.
Суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемым постановлением не нарушены законные права и интересы ООО "Спартак", поскольку экспертным заключением Управления Ростехнадзора от 02.05.2006 и санитарно-эпидемиологическими заключениями Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области от 25.07.2005 и от 21.04.2006 установлено соответствие проекта строительства государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и подтверждена возможность размещения жилого дома на спорном земельном участке без нарушения санитарно-защитной зоны с расположенным на соседнем участке стадионом "Спартак".
Суды обеих инстанций, не установив законных оснований для признания недействительными постановления от 16.08.2006 N 1911 и заключенного договора аренды от 28.08.2006 N 008132, правомерно отказали ООО "Спартак" в удовлетворении заявленных требований.
Каких-либо процессуальных нарушений при принятии обжалуемых судебных актов, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, постановления арбитражного суда или являются безусловным основанием для их отмены, кассационная инстанция не усматривает.
Поскольку размер государственной пошлины по кассационной жалобе согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации независимо от количества и существа заявленных требований составляет 1000 руб., а при подаче кассационной жалобы ООО "Спартак" уплатило государственную пошлину в большем размере, ему надлежит возвратить из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.02.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2007 по делу N А21-7318/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спартак" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Спартак" из федерального бюджета 1000 руб., излишне уплаченных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 03.07.2007 N 77.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Е.В. Коняева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2007 г. N А21-7318/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника